ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


20. января, 2021

Бесконечное противостояние – короед-типограф против лесника

В борьбе с опустошением, вызванным короедами, которая стала центром внимания в 2020 году, некоторые встали на защиту разрушительных вредителей. Наиболее радикальные из них утверждают, что короеды не причиняют вреда, а все это лишь выдумки злостных лесников. На этом фоне уместно обратиться к истории и посмотреть, являются ли короеды современной, неожиданно возникшей проблемой или же она глубоко уходит корнями в историю.

Лучший способ борьбы с короедами-типографами – как можно быстрее вырубить поврежденный древостой.

Текст: Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK
Фотографии: Музей Сагадиского лесного центра RMK

Перевод с эстонского языка. Оригинал статьи был опубликован в журнале "Metsamees".


Первые попытки изучения лесных вредителей были предприняты в Эстонии еще в 18 веке. В 1742 году барон фон Вьеттингхоф направил в Петербургскую Камер-коллегию рапорт о разрушениях, нанесенных «какой-то гусеницей», действующей на острове Абрука, в результате чего высох почти весь ельник. Хотя для расследования была отправлена образцовая делегация профессоров, загадка осталась нерешенной, и тип вредителя не был определен. Стоит отметить, что Карл Линне использовал современные названия видов насекомых только 16 лет спустя. Однако описания и пояснения исследовательской комиссии совершенно недвусмысленно указывают на деятельность короеда-типографа.

Таинственный вредитель

Конечно, произошедшее на Абрука, не стало последним контактом с короедами. В период с 1863 по 1971 год в лесах Эстонии произошло восемь опустошений, вызванных короедами, некоторые из них приняли катастрофические масштабы, а на борьбу потребовались годы. Многие из них были связаны с повреждениями, нанесенными штормом или снегопадом, но во многих случаях погода сыграла злую шутку и опустошение короедами было вызвано засушливым летом и теплой зимой. Если после шторма нужно было действовать на опережение, чтобы быстро переработать поврежденные деревья и вывезти их из леса, то с опустошением, вызванным засухой, дела обстояли сложнее. Здесь многое зависело исключительно от того, в какой момент обращали внимание на повреждения и насколько быстрыми и адекватными были действия.

В игру вступает наука

Изучением насекомых-вредителей в этих краях стали более серьезно заниматься во второй половине 19 века. Был сделан вывод, что наиболее успешный способ борьбы с вредителями – это доскональное знание их образа жизни и условий обитания. Короед-типограф, он же еловый короед, был серьезной проблемой, о чем свидетельствует тот факт, что борьба с этим вредителем неоднократно обсуждалась на собраниях Ливонского общественно-экономического ученого сообщества, Балтийского лесного общества и Эстонского лесного общества. Однако научный багаж в то время был скромным, и наиболее эффективным способом оставался метод проб и ошибок. Несомненно, с короедами нужно было бороться, но вопрос был в том, каким образом? Со временем стало ясно, что лучший способ – это вовремя срубить поврежденные деревья и быстро вывезти их из леса.

Пеэтер Рыйгас, начальник отдела защиты леса Лесного института, и Виктор Капп, старший инженер лесного хозяйства Ярвамаа, контролируют развитие и плотность популяции короедов в лесничестве Пурди летом 1971 года. Пеэтер Рыйгас был лидером борьбы с короедами, который объехал на велосипеде большинство лесничеств, пострадавших от шторма.

На собрании Балтийского лесного общества в 1898 году тогдашний лесничий Каркси Корнелиус продвигал идею о том, что в каждом лесничестве должны быть лесорубы, за которыми будут закреплены определенные участки леса и возложена обязанность своевременно очищать их от зараженных короедами деревьев. По его словам, этот метод давал очень хорошие результаты, поэтому в лесах Каркси долгие годы не водились короеды.

Обработка коры и окоренных бревен гексахлораном в 1955 г. 1950–1970 гг. – период повсеместной обработки лесов Эстонии различными химикатами.

Дошли своим умом

В соответствии с рекомендациями немецких ученых-лесоводов к концу 19 века в Эстонии для борьбы с короедами-типографами стали использовать поваленные деревья-ловушки в тех местах, где в прошлом году обитали короеды. И все-таки это не было распространенной практикой, и зачастую лесоводы действовали так, как считали правильным. Ситуация оставалась неизменной до возникновения Эстонской Республики. Из докладов, сделанных на Дне лесоведа в 1923 году, также стало понятным, что знания лесоводов о короедах были довольно поверхностными. И расплата не заставила себя долго ждать.

В ноябре того же года лес, пострадавший от снежного шторма, распространившегося по Центральной Эстонии, не удалось достаточно быстро переработать, и за этим последовало масштабное опустошение, вызванное короедами. Познакомившийся с ситуацией Л. Сепп обрисовал довольно печальную картину поврежденных штормом ельников: «Защитные меры были применены в очень ограниченном объеме. Деревья-ловушки установлены только в лесничестве Рава, так как в других местах об этом даже не задумываются. Вырубку поврежденных деревьев часто начинают только тогда, когда они полностью высохнут». Ситуацию удалось взять под контроль только к 1929 году. Но не на долго.

Государство берет бразды правления в свои руки

Следующая крупная волна опустошения, вызванная короедами-типографами, началась в 1934 году из-за продолжительной засухи. Как и с предыдущим опустошением, самый сильный удар пришелся на леса Ярвамаа, но, помимо этого, короеды нанесли большой урон ельникам Южной Эстонии. Согласно отчету 1938 года, 44 из 101 лесничества пострадали от опустошения, вызванного короедами, 15 из них в Южной Эстонии, где дело иногда принимало довольно катастрофический характер.

Лесовед Эльмар Кох выступает с докладом. По инициативе Коха и на основе его предложений в 1938 году были введены строгие национальные меры по борьбе с короедом-типографом.

Видя, что существующая практика борьбы с вредителями не дает результата, государство взяло инициативу в свои руки. Вся деятельность, связанная с борьбой с вредителями, находилась в ведении централизованного управления, были установлены конкретные правила, соблюдение которых строго контролировалось, а выполнение всех контрольных рубок было передано в руки AS Eesti Metsatööstus.

Были установлены чрезвычайно короткие сроки переработки поврежденного леса, чтобы вся операция могла быть завершена до того, как вылетят молодые насекомые. Установленные правила также требовали очистки поврежденных деревьев от коры, но во многих местах от этого отказались, ссылаясь на нехватку времени и рабочей силы. К 1941 году с помощью этих методов опустошение короедами наконец удалось взять под контроль.

Новая власть, новые ветры

Советские власти стали использовать для борьбы с короедами новые, химические средства. «Руководство для работников лесного хозяйства», опубликованное в 1959 г., содержит правила по борьбе с короедами-типографами с помощью гексахлорана и раствора ДДТ. Чуть позже стали применять Рогор и Антио. Впервые химические препараты были использованы в больших масштабах для борьбы с опустошением, вызванным короедами, начавшегося после масштабных штормов в конце 1960-х годов.

Лесовед Арнольд Мерихейн изучает искусственный скворечник, установленный в 1970 году для борьбы с использованием биологических факторов. Для способствования гнездованию в ельниках птиц, питающихся короедами, в них было установлено множество искусственных скворечников.

Однако результаты оказались не такими эффективными, как ожидалось. Наиболее эффективным методом, по оценкам, оказалась «обертка» поврежденного дерева Рогором, уничтожающим выводки короедов. Однако это имело эффект только тогда, когда циркуляция соков дерева все еще функционировала должным образом. Из-за огромного объема работ, связанных с устранением повреждений, нанесенных штормом, материал не успевали своевременно вывозить из леса, и во многих местах был внедрен новый и удобный метод химической борьбы для предотвращения его повреждения короедами.

А именно, оставленный в лесу материал был обработан дизельным топливом. По крайней мере, согласно комментариям, результаты были неплохими. Однако о том, как подобный метод повлиял на окружающую природу, можно только догадываться. От окорения бревен после масштабных штормов отказались, а стали немедленно вывозить их из леса.

В целом можно сказать, что с крупнейшим опустошением столетия, вызванным короедами, справились довольно неплохо. В заключение, следует признать, что борьба с короедами велась здесь веками. Со временем знания и навыки улучшились, как и средства для борьбы с вредителями. Во всех предыдущих сражениях человеку, наконец, удавалось одержать победу и, надеемся, так будет и в этот раз. Однако можно сказать наверняка, что нынешняя борьба с короедом-типографом, вероятно, не будет последней. История показала это достаточно хорошо.

Добавить комментарий

Email again: