ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


25. февраля, 2022

Бои за Лахемаа

Создание Лахемааского национального парка в свое время сопровождалось разногласиями между лесниками и защитниками природы.


Текст:
Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK
Фото: Музей Сагадиского лесного центра RMK

Статья была опубликована в журнале Metsamees

Трения между лесохозяйственным сектором и защитниками природы были всегда. Давайте посмотрим на один из самых затянувшихся таких споров, разгоревшийся с созданием Лахемааского национального парка, который был основан 1 июня 1971 года.

Разумеется, создание столь масштабного и нового дела не случилось за один день, подготовка велась довольно долго.
 
Совещание на тему Лахемаа в Ояаэре в 1979 году, у карты - главный лесничий Лахемаа Арне Каасик. Такие совещания с участием двух сторон проводились постоянно в надежде сгладить разногласия.

Значительная часть земель национального парка стала располагаться на территории Раквереского лесхоза, и как раз у этого учреждения и сложились наиболее сложные отношения с Лахемаа. Почти 25 процентов земель леспромхоза общей площадью 13 416 га отошли национальному парку. Это была совершенно новая ситуация и, как потом выяснилось, к ней не были готовы ни лесохозяйственники, ни защитники природы.

Обнадеживающее начало

В начале все шло как будто гладко. В качестве ответного жеста национальному парку леспромхоз отказался от нескольких запланированных и уже спроектированных мелиорационных проектов, прекращены были также работы по очистке озера Кясму.

Отмена рубок главного пользования на территории национального парка и значительное сокращение рубок ухода и санитарных рубок также были с пониманием встречены леспромхозом. В то же время перед созданием национального парка лесхозом был выполнен обширный план лесоустройства на ревизионный период 1972–1981 гг., в котором наступающие изменения, конечно, не были учтены. Таким образом, быстро возникли проблемы и противоречия, позиции двух противоборствующих сторон никак не хотели пересекаться.

Охрана природы требует реорганизации

В конце 1971 года леса национального парка были разделены на три категории: парковые леса, природоохранные леса и заказники. Среди них преобладали парковые леса – 54,5%. Через год система была изменена и добавлена новая четвертая категория: хозяйственные леса национального парка. Это стало началом постоянного пересмотра и переименования лесных категорий национального парка. Все это делало довольно бессмысленными составленные для территорий национального парка лесохозяйственные планы, и серьезно затрудняло нормальную работу лесхоза.

К сожалению, ситуация быстро привела также и к личным конфликтам, самые большие разногласия у леспромхоза с идейным руководителем национального парка Эдгаром Тынуристом, чья интерпретация взаимоотношений между охраной природы и лесным хозяйством зачастую была совершенно неприемлема для лесников. К тому же у Тынуриста была привычка внезапно и зачастую радикально менять свои взгляды, что, конечно, никак не шло на пользу нормальному сотрудничеству. В лесхозе возникла ситуация, когда точно не было известно, что можно делать, а что нельзя. Кроме того, общение со стороны охраны природы было разрозненным, и очень часто лесхоз узнавал о принятых решениях только задним числом.

Лишь в одном стороны были настроены одинаково: после основания Лахемааского  национального парка посетило значительно больше иностранных гостей, и их любили принимать как лесники, так и защитники природы. На фото: директор лесного хозяйства Симо Нымме принимает гостей из Восточной Германии в 1979 году.

Подобная ситуация, разумеется, вызвала проблемы, одним из ярчайших примеров которых можно считать предпринятое главным лесничим Сагади Энделем Картусовым спрямление дороги Вызу-Верги, когда прорубленная в лесу широкая прямая трасса принесла дорожным строителям большой штраф, а Картусову стоила должности.

Столь радикальные меры приводили к жалким результатам. Так, к примеру, опасаясь возможных неприятностей, лесники отказались без присутствия главного лесничего маркировать деревья для санитарной рубки на берегу реки Алтья близ дачи Тынуриста.

Поле битвы в заповеднике Кольяку-Оанду

Вскоре после создания национального парка встал вопрос о первобытных лесах. Заповедник Лаукасоо, который был выделен вместе с созданием национального парка, представлял собой территорию, состоящую из болот и болотных лесов. Поиск места для лесного заповедника занял немало времени.

От первоначально предложенной территории вокруг залива Эру на полуострове Кясму все же в итоге отказались, и в мае 1972 года был создан заповедник Кольяку-Оанду. Это было несколько компромиссное предложение, и вскоре проблемы начали возникать из-за границ заповедника. Менее чем через год Управление по охране природы по собственной инициативе изменило границы заповедника, значительно их расширив.

Лесхоз не был вовремя проинформирован об этом, и когда все раскрылось, то это повергло лесников в шок, так как на участке в новых границах заказника только что были завершены выделение и оценка рубок ухода объемом 2000 кубометров.

Разумеется, вырубки отменили. В 1975 году министр Хейно Тедер предложил исключить тот самый спорный район из состава заповедника, но это предложение не было поддержано.

Великая «лосиная война» в Лахемаа

Одной из самых серьезных проблем была организация охоты на территории национального парка. Еще до создания национального парка в этом районе отмечался наибольший во всем лесном хозяйстве ущерб от лосей. Хотя лосей в лесах национального парка было явно слишком много, защитники природы стали еще больше ограничивать охоту на них, несмотря на сопротивление ученых и лесников.

После ожесточенных споров осенью 1975 года был издан министерский приказ, по которому национальный парк был включен в число запретных для охоты зон. У лесхоза, организовывавшего до тех пор охоту на территории национального парка, были отобраны все права на эту деятельность, а количество животных начал самостоятельно регулировать национальный парк, получивший лицензию на выборочный отстрел животных.

В результате в 1976 году в национальном парке не отстрелили ни одного лося, не производилось также ни биотехнических работ, ни переписи диких животных. Увидев, что толку нет, через год министр отменил предыдущий приказ, и регулирование численности дичи снова перешло в компетенцию леспромхоза.

Все-таки, некоторые ограничения остались в силе, плановой охоты больше не проводилось, а масштабы отстрела крупной дичи стали регулироваться Эстонским лесным институтом. Но последний делал это слишком осторожно, что привело к резкому увеличению численности лосей и исходящего от них ущерба. Если специалисты считали оптимальной численностью лосей в национальном парке 140 особей, то перепись 1977 года показала целых 270 особей. Проблемы, возникающие из-за большого количества лосей, в национальном парке так и не могли решить до ликвидации лесхоза.

Зарыть топор войны

Постепенно сотрудничество между защитниками природы и лесниками в национальном парке стало налаживаться. Сражения за численность лосей остались как раз последним крупным конфликтом. Постепенно лесники привыкли к Лахемаа и его ограничениям, а защитникам природы стало ясно, что совсем без работ по лесоустройству невозможно нормально управлять и национальным парком.

Подсочная лесосека в активном использовании. Больше всего критикуемой защитниками природы деятельностью была подсочка, спор о которой велся почти десять лет. Устраивающего обе стороны решения так и не было найдено до прекращения в Эстонии работ по подсочке в начале 1980-х годов.

Ограничения на лесозаготовки в Лахемаа оказали большее давление на лесничества на юге леспромхоза, и завершенный в 1982 году порядок лесоустройства смог более или менее нормализовать ситуацию и в этой сфере. Оглядываясь назад, можно сказать, что многие из возникших в то время проблем можно было бы решить гораздо проще.

Часто не хватало взаимного общения и умения выслушать другую сторону. Многие решения принимались под влиянием эмоций и без учета мнений экспертов. Недавние времена показали, что два внешне, очень противоположных направления, такие как охрана природы и лесное хозяйство, могут также вполне успешно сосуществовать в Лахемаа, если они того пожелают.

Директор Лахемааского национального парка Ильмар Эпнер готовит мясо, за ним спиной к нам стоит директор Раквереского леспромхоза Симо Нымме. Несмотря на многочисленные разногласия, все же могли приятно вместе проводить время.

Добавить комментарий

Email again: