Большое испытание: создание леса на территориях, где его раньше не было
Текст и фото: Сусанна Куусик
Статья опубликована в журнале RMK Metsamees
Если, например, выработанные сланцевые карьеры и другие безлесные земли RMK в меньшей степени засаживали лесом уже на протяжении многих лет, то более планомерное облесение имеющихся в его ведении нелесных земель началось несколько лет назад. Из баланса 2021 года, или тех засаженных лесом 355 гектаров земель, 283 га составили луга, 54 га - кустарники и 8 га - карьеры. Глава службы лесоразведения Тоомас Вяэт подчеркнул, что создание леса на 400 гектарах там, где его раньше не было, за 70 лет улавливает количество углерода, которое выделяют за год 50 000 автомобилей.
Руководитель лесоводства в юго-западном регионе RMK Прийт Кыресаар и лесник Пеэтер Лорентс продемонстрировали журналу Metsamees, насколько успешным было облесение луговых угодий в Пярнумаа.
Решения принимаются не за столом
К облесению предназначены малоценные луговые и пахотные земли, кустарники и карьеры. В большинстве случаев это территории, которые десятилетиями не интересовали людей, и поэтому там растут черемуха, ольха, ива или можжевельник, но также там можно найти и жемчужины культурного наследия. И лесоводы, и лесничие говорят, что такие территории невозможно планировать «за столом». «Необходимо побывать на местности, иначе впоследствии возникнут проблемы. В некоторых случаях приходилось заказывать снос и вывоз опасных отходов, если на территории были развалины старого здания с крышей из шифера», - приводит пример Пярнумааский лесничий Хейки Эрм.
Главный специалист по планированию лесного управления RMK Марко Траве считает, что не все территории должны уходить под лес. Он полагает, что более важную роль в принятии решений о землепользовании должен играть лесничий. Например, Траве считает важным, чтобы деревья не высаживались на землях, используемых для производства продуктов питания - выращивания сельскохозяйственных культур или заготовки сена, поскольку производить их на месте является более разумным во всех смыслах.
Лесничий устанавливает для территории её назначение, будь то сохранение природных ценностей или культурного наследия, выращивание леса или аренда земли для сельскохозяйственных нужд. В некоторых случаях старые луга также привлекали интерес местных охотников, которые создавали там поля прикорма. Если будет принято решение о лесонасаждении, то эти площади попадут на рабочий службы лесоразведения.
Сложные участки, работы хватает
При облесении старых лугов часто бывает необходимо начать с расчистки заросших участков. Из предварительных работ по посадке леса часто используется метод ковшового задернения. «Большинство более простых территорий с хорошим доступом, крупные участки, разграничение с другими обновляемыми территориями, уже сделаны. В дальнейшем обновление этих территорий будет все более сложной задачей для службы лесоразведения», - описывает Тоомас Вяэт.
При облесении лугов следует учитывать, что после вырубки кустарников их необходимо облесить сразу же первой весной, иначе быстрорастущие лиственные деревья и кустарники снова вырастут.
«Если посадки были весной, то первый уход нужно также сделать вовремя, потому что при опоздании кусты или травы могут быть уже слишком высокими», - говорит лесник Пеэтер Лорентс и показывает зеленые кусты ивы, представляющие опасность для берез, которые высадят следующей весной. Поблизости от Уулу Лорентс организует посадку леса на лугах на площади около 20 гектаров, но в большинстве случаев засаживаемые луга намного меньше.
Конечно, при облесении лугов случаются другие ситуации, чем при облесении после рубок. Кыресаар: «Были случаи, когда из-за ошибки тракториста выкашивались результаты нашей проделанной работы по посадке. Осенью лесовод приходит выполнять уход за саженцами, а встречает тюки сена. Для предотвращения такой незаконной заготовки сена мы установили пояснительные таблички.
Ущерба от мышей при облесении лугов также хватает, как и везде, - мыши грызут кору вокруг молодого дерева, и оно засыхает. При облесении одной старой свалки лесовод намучился с улитками, которые поедали березовые листья, после чего березы засохли».
Выживают высокорослые растения
Первоначальная плотность посадки растений выше, чем на лесосеках, потому что нет завалов веток и крупных пней - точек посадки обычно больше. Начальная плотность березы на лесосеке - 1600 шт/га, на нелесных землях - 2000 шт/га. Лесники хвалят сотрудничество с питомниками, в которых сейчас выращивают 1,5-метровые горшечные березы.
«Раньше было очень трудно выращивать березы на лугу, потому что травы росли выше саженцев. Береза горшечная большая и крепкая: крона выше травы. Питомники проделали хорошую работу, - хвалит руководитель лесного хозяйства Прийт Кыресаар. «Чтобы облесить более влажные районы, мы также заказали черную ольху, которой питомники могут предложить все больше. В таких условиях ольха поступает естественным образом в виде отростков от пней, между которыми мы сажаем лучшие выращенные из семян растения. В этом году по всей Эстонии было посажено 195 000 саженцев черной ольхи, а на следующий год заказано 300 000 растений. На фоне общего объема насаждений RMK это очень маленькие цифры». Кыресаар также напомнил хрестоматийную мудрость о том, что в первом поколении леса сажают лиственные деревья, но отмечает, что в некоторых местах было решено пойти на риск и в виде исключения облесение производилось как соснами, так и елями. Он подчеркнул, что такие вещи следует серьезно взвешивать.
Небольшие площади, оправдается ли?
«Время изменилось, прежнего животноводства уже нет, и сегодня луга, идущие на облесение, находятся в таком положении, что их, как правило, невозможно сразу использовать в сельском хозяйстве. Следует проводить корчевание и фрезерование. Если фермеры не заинтересованы в этом, то мы по возможности назначаем для этих земель облесение», - говорит пярнумааский лесничий Эрм. «При аренде земли важен размер участка, небольшие участки никто арендовать не хочет», - объясняет Траве. В то же время облесение отдельных небольших участков также доставляет сложности лесникам. Эрм объясняет историческую подоплеку этих мест: «Часто предназначенные для облесения луга связаны с культурным наследием, например, это оставшиеся ничейными лесные хозяйства».
Лесник Лорентс сомневается, есть ли смысл засаживать лесом каждую территорию. Он приводит пример работ, проведенных рядом с зоной с природоохранными ограничениями, где после облесения на эту территорию накладываются, наоборот, строгие ограничения. Лесничие заявляют, что они должны быть внимательными, являются ли лесопосадки лучшей целью и может ли она быть достигнута, если там до этого лес не рос. Стороны говорят, что на территориях с природоохранными ограничениями луга подлежат естественному возобновлению, если Департамент окружающей среды не оценил их в качестве восстанавливаемых или поддерживаемых полуприродных мест обитания.
Добавить комментарий