Долгий и трудный путь редких обыкновенных жемчужниц к самостоятельной жизни
Текст: Кристийна Вийрон
Фото: Игорь Теэ, Кристийна Вийрон
По какой-то причине в последние полвека процесс размножения обыкновенных жемчужниц уже не происходит естественным путем, поэтому теперь люди пытаются сами выращивать жемчужниц. В противном случае существует опасность, что вид, носящий титул самого долгоживущего вида животных в Эстонии, просто вымрет.
В Пылула обыкновенных жемчужниц разводят уже два года, в других странах, например, в Чехии и Финляндии – дольше, и именно оттуда идут знания, которым в основном следуют сотрудники отдела рыбоводства RMK.
Обыкновенная жемчужница размножается довольно сложным образом. Проще говоря, летом самцы выбрасывают большое количество семенных клеток в воду, откуда они попадают в самку и оплодотворяют находящиеся в ней яйца. Из яиц развиваются глохидии, или паразитические личинки, которые самка выпускает в воду после нескольких недель созревания.
Однако личинки не проходят и половины своего развития – чтобы расти дальше, оно должны прикрепиться к жабрам форели размером с палец, где они развиваются и к весне трансформируются. Затем они падают с жабр рыбы на дно реки. Если повезет, и это происходит в месте с гравийным дном, у молодой жемчужницы есть шанс выжить. До шести лет они живут, зарывшись в донный гравий, а когда вырастают, то выходят на поверхность и продолжают свою жизнь, как и старые жемчужницы.
Сначала нужно поймать рыбу
В Эстонии, однако, этот процесс в какой-то момент останавливается – происходит оплодотворение, выпуск глохидий и прикрепление к жабрам рыбы, и потом больше ничего не происходит.
Поэтому летом ихтиолог берет подсак и идет ловить форель, зараженную большим количеством жемчужниц, в реке, являющейся местом обитания жемчужниц. Необходимо поймать не менее 120 таких рыб. Затем их привозят в Пылулаский рыбопитомник, где рыбы живут до тех пор, пока с их жабр не спадут крошечные жемчужницы. Тысячи личинок, которые недавно были выпущены обратно в реку, в точности прошли описанный выше путь, говорит Куннар Клаас, заведующий отделом рыбоводства RMK.
Они были пойманы много лет назад в той же реке, протекающей через Лахемааский национальный парк, но, упав с жабр рыбы, продолжали жить в лабораторных условиях в течение года.
«Часть жемчужниц мы выпустили обратно в реку уже этим же летом, а летних жемчужниц оставили на зимовку, но, к сожалению, в первый год их смертность была высокой, выжило только 10%», – отмечает Куннар. Однако среди тех, кто вырос в лаборатории в первый год и только потом зимовал в реке, выжило 80%. Не знаю, будет ли это происходить каждый год, потому что опыта мало и погодные условия разнятся в зависимости от года.
Поэтому, чтобы распределить риски, зимовку стараются проводить обоими способами.
Раз в неделю за водой
Но как вырастить в лабораторных условиях существ размером не больше испражнения мух и едва видимых невооруженным глазом? Чем кормить таких существ, и как понять, живы они или нет?
По словам Катрин Калдма, специалиста RMK по обыкновенной жемчужнице, крошечные жемчужницы в Пылула распределяют по ящикам для выращивания, наполненных водой из их домашней реки, и помещают в инкубатор. В речную воду также добавляют детрит, то есть воду, содержащую мелкие органические отложения из одного определенного источника в Лахемаа, потому что именно в такой воде лучше всего растут жемчужницы. Кроме того, их кормят специальным препаратом, приготовленным из водорослей. Воду нужно менять раз в неделю, поэтому каждую неделю Катрин ездит в Лахемаа за свежей водой. Во время замены воды она также проверяет под микроскопом, живы ли ее подопечные.
Невооруженным взглядом это невозможно определить, ведь глаз обывателя не в состоянии отличить плавающие пылинки от жемчужниц, но наметанный глаз Катрин может определить, какая из частиц является жемчужницой, а какая – просто пылинкой.
Однако под микроскопом картина меняется, и удивительно, сколько «жизни» содержится в этих жемчужницах размером с булавочную головку – они двигаются, меняя положение, так сильно, что сдвигают с места находящихся рядом. Мертвые жемчужницы можно узнать по тому, что их створки открыты.
Часть жемчужниц выпускают в реку тем же летом, часть в годовалом возрасте, а часть остается в лаборатории на более длительный срок – для того, чтобы понять, какой способ выращивания является наиболее оптимальным. Как было сказано выше, минувшая зима показала, что в реке выжило больше тех, кто были выпущены в реку в более старшем возрасте.
В реке на пластинах
Но как удается следить за жемчужницами, которых возвращают в реку? Их потом выкапывают из песка на дне реки?
Оказывается, жемчужниц не решаются класть на дно реки, в их естественную среду обитания, пока им не исполнится семь-десять лет. К этому времени уже можно предположить, что они выживут и, возможно, доживут до более чем ста лет.
А пока они живут своей жизнью на небольших пластинах, окруженных сеткой, которые очищаются от осадка один-два раза в неделю. Это означает, что пластину просто ополаскивают в воде.
Поскольку сейчас жемчужницы растут в реке в нескольких разных местах, опять же, чтобы определить, есть ли у одних из них небольшое преимущество перед другими.
Однако неизвестно, сколько именно столетних или даже несколько более молодых жемчужниц может быть найдено на дне реки. Некоторые из них хорошо видны на дне реки – опять же, чтобы отличить их от камней, требуется взгляд или помощь опытного человека. Но они там есть, хотя и не в таком количестве, о котором говорят жители Лахемаа, жившие у реки, где обитают жемчужницы. Когда они купались, им буквально приходилось наступать на жемчужницы, лежащие на дне реки. Это был довольно «острый» опыт для ступней.
Летом планируется провести инвентаризацию и подсчитать количество жемчужниц на дне реки.
Для широкой публики место обитания жемчужниц является секретом, потому что это вид первой охранной категории, находящийся на грани полного исчезновения, чье место обитания нельзя опубликовывать в СМИ.
По словам Куннара, местные жители знают о деятельности отдела рыбоводства RMK на реке, и некоторые из них иногда приходят на помощь в полоскании пластин.
Точно неизвестно, почему обыкновенная жемчужница больше не может выжить в естественной среде. «Для успешного репродуктивного цикла должно совпасть многое: химический состав воды должен быть подходящим для жемчужниц; если жемчужницы выпускают глохидии, рядом должны находится молодые особи форели или лосося, чтобы личинки могли прикрепиться к их жабрам. В момент, когда жемчужницы падают с жабр, рыба должна находиться в месте реки с чистым гравийным дном, подходящим для жемчужницы», – перечисляет Катрин последовательность «курсов выживания», которые должны пройти жемчужницы».
Помимо выращивания жемчужниц в искусственных условиях, также предпринимаются усилия по улучшению ситуации в реке, чтобы сделать ее более подходящей для жемчужниц. Например, уменьшая поступления осадочного материала, перенаправляя водные потоки для формирования русла реки и т. д.
Когда-то люди ловили обыкновенных жемчужниц из-за их мерцающей внутренней оболочки, а, возможно, из-за перспективы найти жемчужину. Однако в этом нет смысла, ведь даже если внутри жемчужницы и могло находиться что-то похожее на жемчуг, это совсем не тот жемчуг, из которого делают украшения.
Будем надеяться, что их больше никогда не будут ловить, так что нынешнее и новое поколения обыкновенных жемчужниц получат прекрасную возможность сохранить за собой звание самого долгоживущего вида животных в Эстонии.
Совместный проект трех стран
В 2020 году RMK при поддержке Министерства окружающей среды начал выращивать обыкновенную жемчужницу в Пылула.
В сентябре прошлого года был запущен совместный проект Финляндии, Швеции и Эстонии (LIFE Revives - LIFE20 NAT/FI/000611) по восстановлению популяции обыкновенных жемчужниц и оживлению мест их обитания. В Эстонии работы по восстановлению ведутся на 2000 гектарах бассейна родной реки обыкновенной жемчужницы.
Жемчужницы также выращивают при поддержке эстонско-финского проекта Ranniku LIFE.
Для восстановления популяции будут выращены и выпущены в реку в Лахемаа более 15 000 молодых жемчужниц.
По состоянию на июнь в реке растет около 1300 молодых жемчужниц, в лаборатории Пылула – 140.
Знания о том, как выращивать жемчужниц в лабораторных условиях, исходят в основном от чехов, финнов и немцев.
Проект финансируется Европейской комиссией, министерством окружающей среды, RMK и Центром инвестиций в окружающую среду. Помимо RMK в проекте участвует также Тартуский университет. Проект рассчитан на шесть лет.
Комментарии
Добавить комментарий