Гербарий Вейко Эльтерманна
Новая рубрика в журнале RMK Metsamees знакомит с увлекательными увлечениями сотрудников RMK.
Текст и фото: Сусанна Куусик
Школьная работа стала хобби
Каждый, кто изучал лесоводство, должен был на первом курсе собрать гербарий из ста сосудистых растений. На втором курсе в ходе дендрологического практикума добавилась сотня видов деревьев и кустарников. Эльтерманну было интересно продолжить собирать растения, и к окончанию школы у него в гербарии было 500 растений. Затем Эльтерманн дополнял свой гербарий в зависимости от того, как новые виды попадались ему на пути во время работы или отдыха. В настоящее время гербарий заведующего отделом лесоустройства RMK насчитывает 996 собранных в Эстонии видов из 112 семейств. Деревьев и кустарников - 248.
«К сожалению, последние десять лет я был пассивным наблюдателем, поскольку виды закончились. Конечно, у меня еще многого не хватает, но добраться до них и заполучить их означало бы слишком большие расходы во всех смыслах этого слова», - объясняет Вейко Эльтерманн, почему это хобби застопорилось. Северную Эстонию он уже прочесал, но для того чтобы получить недостающие виды, ему нужно в правильное время отправиться на острова или в Юго-Восточную Эстонию.
Изменение с течением времени
Способы сушки растений и устройство гербария такие же, как и в школьной работе. При более внимательном рассмотрении гербария обнаруживаются небольшие следы изменений с течением времени: рукописные угловые этикетки были заменены наклейками, сделанными на лазерном принтере. На старых этикетках видны следы резинового клея. Для крепления растения к подставкам Эльтерманн с самого начала использует одну и ту же клейкую ленту - рулон еще не закончился. При правильной сушке растения остаются в гербарии неизменными, не блекнут и не теряют цвета. Водолюбивые виды сохнут быстрее, для сушки растущих в сухой почве видов требуется больше времени. По словам Эльтерманна, у него нет таких видов, которые были бы морфологически непригодны для гербария, например, рогоза или кувшинки.
Настольная книга биолога
Интересным чтением и основным помощником в знакомстве с растениями Эльтерманн считает 11-томный сборник «Флора Эстонской ССР». Два-три раза за зиму Вейко Эльтерманн открывает гербарий, просматривает, вспоминает, откуда он принес то или иное растение, какая природа была вокруг. «Своего рода развлечение. Это как второй или третий раз читать понравившуюся книгу. Порой достаточно просто взять список растений, и все вспоминается». Эльтерманн признается, что он впоследствии посещал некоторые интересные места, чтобы погулять и посмотреть, как поживает какая-либо популяция растений.
Места находок
Основная часть гербария - это виды Северной Эстонии. Хорошее место для поиска - это, конечно, лесолуга, где на единице площади растет очень много разных видов .
Эльтерманн предупреждает, что если начинать с лесолуга, то голова может пойти кругом. Также интересны альвары Западной Эстонии и остров Сааремаа. Обычный лесной пейзаж является домом для не слишком многих видов. Захватывающие находки встречаются при переходе от одного ландшафта к другому, например, на опушках леса и даже вдоль железных дорог.
«Виды - это придуманное человеком условное понятие, в природе его объективно не существует. Некоторые виды четко различимы, другие очень трудно различимы - это соглашение о том, различаем ли мы несколько сотен видов или нет. Например, одуванчик или ястребинка. Сотнями видов одуванчиков я так тесно не занимался».
Деревенский дом
Эльтерманн утверждает, что сравнимого с гербарием увлечения у него так и не появилось. С оговорками можно сказать, что вместо хобби у Эльтерманна - загородный дом, в котором дел хватает. Там на относительно небольшой площади растет около 240 видов.
Разнообразие среды обусловлено тем, что в загородном доме дюны чередуются со впадинами, что дает весьма переменный режим влажности. Также способствуют выборочные покосы.
«Те же самые растения я наблюдаю там в более натуральном виде. Их не нужно собирать, я вижу их развитие, как меняется распространение растений. Природа никогда не остается однообразной на одном месте. Популяции немного перемещаются туда-сюда в зависимости от погоды прошлым летом», - делает Эльтерманн вывод.
Добавить комментарий