ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


20. августа, 2019

Государственный лес – актив, обеспечивавший эстонскую крону?

20 июня 1992 года в 9 часов утра по всей Эстонии было одновременно открыто 737 пунктов обмена валюты, а вместо российского рубля начала хождение эстонская крона. Введение собственной валюты значительно повысило доверие народа к государству.
Текст: Айн Кютт, директор музея Сагадиского лесного центра RMK,
Фото: Музей Сагадиского лесного центра RMK

Перевод с эстонского. Оригинал статьи был опубликован в журнале RMK "Metsamees"

Сосняки составляли 1,5 миллионов кубометров от всех запасов государственных лесов.

Согласно распространенному общественному мнению, чувство уверенности в новой валюте укрепил тот факт, что залогом эстонской кроны является наш лес. Многие продолжают быть убеждены в этом и по сей день, хотя истина все же не настолько черно-белая, и роль наших лесов в обеспечении надежности кроны была намного меньше, чем принято считать.

Заботы бедной страны

В период отбора государственных лесов работы координировал со стороны  банка его советник Тынис Мяэранд, имевший опыт в сфере лесного хозяйства (в белом на первом плане).


Серьезные приготовления к быстрому введению собственной валюты начались в первой половине 1992 года. После того, как Тийт Вяхи стал премьер-министром, правительство выделило солидную сумму на печать крон и началось создание законодательной базы. Проблем было более чем достаточно, самой серьезной из них была тема обеспечения кроны активами. Как правило, надежность каждой находящейся в обращении валюты чем-то обеспечивается – обычно таким залогом является золотовалютный резерв государственного центрального банка. Но молодой и бедной стране было неоткуда его взять. В 1940 году Эстонская Республика располагала находящимися в банках Великобритании, Швеции и США валютными резервами, которые Советский Союз потребовал себе после оккупации Эстонии. На самом деле русские смогли получить только часть хранящегося в Швеции золота, в то время как банки Великобритании и США эстонское золото сохранили. Однако, быстро получить его казалось на тот момент более чем сомнительной перспективой. Одним из ключевых факторов было противостояние денежной реформе Эстонии со стороны Международного валютного фонда (МВФ), по оценке которого эстонская экономика была слишком слаба, чтобы выпустить в оборот собственную валюту.

Государственный лес спешит на помощь

Поскольку по инициативе бывшего тогда президентом Банка Эстонии Сийма Калласа была занята твердая позиция не откладывать денежную реформу несмотря на противодействие со стороны МВФ, нужно было искать альтернативные возможности для получения активов, способных обеспечить крону. Возможностей было не так много, а вскоре осталось и вовсе две: либо фосфориты, либо лес. 23 января 1992 года в ходе жарких дебатов в Верховном совете, предшественнике Рийгикогу, тема фосфоритов была быстро закрыта. Но с утверждением леса в качестве актива для обеспечения кроны тоже все не было так гладко. Банк Эстонии рассчитал, что для обеспечения кроны потребуется резерв в размере около 150 миллионов долларов. Речь шла примерно о 8000 гектарах лесных угодий, на основании которых нужно было заключить соглашение с иностранными банками, чтобы они создали на основании этого залога гарантийный фонд для кроны. Основные опасения, звучавшие в зале, были связаны с тем, что если с кроной что-то случится, то эстонские леса будут вырублены под корень. Однако были и противоположные мнения. Например, Кайдо Кама выразил беспокойство, что если эти так называемые «кроновые леса» исключить из нашей лесной промышленности, то у деревообрабатывающей промышленности возникнет дефицит сырья. В то время ежегодный объем вырубок составлял чуть менее 2 миллионов кубометров и они могли бы сократиться еще больше.

Выбор «кроновых лесов»

Первая половина 1990-х годов в Эстонии была знаменита кражами леса, которых не избежали и государственные леса. А надзор за ними вели работники государственных лесов, а не банковские чиновники.
И все же, Верховный Совет 59 голосами за принял за решение о «Валютном резерве Эстонской Республики». Лесничествам надо было выбрать участки лесов и передать их на баланс Банка Эстонии. В общей сложности под «кроновые леса» был отведен 4031 участок общей площадью чуть более 14 тысяч гектаров. Расположение выбранных участков сильно различалось от региона к региону. Большинство из них были выбраны в южной части Эстонии и Вирумаа, в то время как в Ляэнемаа и Харьюмаа под «кроновые леса» было отведено довольно немного леса. Участки можно было выбирать из хозяйственных лесов зеленого и хозяйственного пояса II группы. На большинстве участков росли сосна и береза, ельников было меньше. Для всех участков нужно было заполнить таксономические формуляры и добавить схемы. Отдельная маркировка участков в природе не требовалась. В действительности никто не имел точного представления о том, сколько на самом деле стоили выбранные леса. Договор о поддержании порядка на участках, учете и надзоре был заключен между Банком Эстонии и Эстонским центром организации лесов только 1 марта 1996 года. Оценки лесов требовала именитая британская фирма Coopers & Lybrand, которая проводила аудит Банка Эстонии. Проделанная работа показала, что денежная стоимость «кроновых лесов» была на самом деле почти на треть ниже запланированных 150 миллионов долларов.

Путаница напоследок

Первой и последней оценкой государственных лесов руководил начальник лесоустроительного центра и впоследствии генеральный директор  RMK Юло Вийлуп.
На самом деле эстонские леса никогда напрямую не служили залоговой гарантией для обеспечения кроны. Незадолго до денежной реформы, в мае 1992 года, Эстонии удалось вернуть золотовалютные резервы, находившиеся в иностранных банках, чем и была обеспечена конвертируемость кроны. По рекомендациям аудиторов, леса остались на забалансовом счете Банка Эстонии. Однако это, казалось бы, незначительное решение спустя несколько лет вызвало крупный спор между правительством и Банком Эстонии. А именно, когда Банк Эстонии начал продавать свои золотые запасы с целью увеличения ликвидности, заменяя их различными облигациями, начали появляться обвинения в том, что банк своевольно продал и находившиеся в его распоряжении леса. И хотя выяснилось, что это не соответствует действительности, все громче стали звучать сомнения в том, нужно ли банку владеть лесом. Поскольку к этому моменту с треском лопнули несколько коммерческих банков, а тысячи человек остались без своих денег, у Банка Эстонии созрел план по превращению своего леса в активы, обеспечивающие гарантию покрытия вкладов. Однако это предложение не нашло поддержки ни в финансовых кругах, ни в Рийгикогу. Все пошло совсем наоборот. 2 июня 1997 года Рийгикогу отменил постановление Верховного Совета о предоставлении лесных запасов Банку Эстонии, и «кроновые леса» вернулись в состав государственного леса в качестве коммерческих лесов.

Подводя итог, можно сказать, что хотя лес никогда напрямую не был активом, обеспечивающим эстонскую крону, он все же имел сильное психологическое значение и, безусловно, повышал доверие людей к своим деньгам. Но миф об этом сохранился и, вероятно, останется еще на долгие годы.

Добавить комментарий

Email again: