Камера для наблюдения за короедами прекратила работу
На поверхности коры размером всего 200 см2 можно было видеть, как жуки-вредители массово проделывали челюстями круглые отверстия в коре и получить представление об их скрытой активности под корой, что проявлялось в обильных количествах пережеванной древесины, выпадающей из проделанных короедами ходов.
Значительный масштаб активности короедов под корой проявился лишь тогда, когда находившийся в поле зрения камеры участок коры был отделен от ствола. За это время в коре был выгрызен густой лабиринт ходов, в котором можно было увидеть маленьких короедов, куколки и совсем молодых жуков светло-коричневого цвета.
В видео член правления RMK, курирующий сферу лесного хозяйства, Таво Ууэталу рассказывает о жизни короедов-типографов и наблюдениях во время мониторинга, который начался весной.
Тийт Хунт (голос за кадром): Это как раз тот участок, который мы видели при помощи камеры. Здесь было проделано более 10 отверстий, но это на южной, солнечной стороне. Не знаю, что мы увидим под ней. Сейчас увидим. Ого! Вот такая вот картинка перед нами открывается.
Таво Ууэталу: Весна была странная в этом году. Давно не было такой весны, когда так надолго затянулись холода, и в то же время весна была сухой. И в то же время ни один учебник не говорил о том, что мы увидели в этом году в природе – лет короедов начался на две недели позже, чем обычно. Обычно школьные знания говорят, что это происходит в начале, в первой декаде мая. Данные наших станций мониторинга говорят, что первое значительное количество короедов мы зафиксировали по всей Эстонии 26 мая.
В Южной Эстонии, конечно, это произошло несколько раньше, пара станций мониторинга на юге зафиксировали их двумя неделями раньше, это был менее значительный лет, их было относительно мало. И поскольку во всей материковой Эстонии теплая погода установилась одновременно, то и лет короедов по всей Эстонии начался одновременно. Так что, как я и сказал, 26 мая был зафиксирован первый значительный объем.
Мы предположили, что после первого лета будет небольшой перерыв, когда короеды после заселения, создания ходов и откладывания яиц сделают небольшую паузу, чтобы набраться сил и расплодиться, но если посмотреть на данные мониторинга лета, то практически перерыва не было практически до начала июня. То есть 6, местами 7 недель количество короедов в деревьях-ловушках было практически все время одинаковым.
Короеды летали постоянно, что-то искали – я не знаю, что именно, но предполагаю, что искали ели, в которых можно прогрызть ход и отложить яйца, чтобы вывести следующее поколение. Так что никаких различий не было – практически семь недель подряд во всех ловушках было более-менее одинаковое количество короедов.
По состоянию на прошлый вторник (7 июля) четко видно, что лёт остановился. Впервые практически по всей Эстонии одновременно завершился лет короедов, и в ловушках остались одиночные короеды. Раньше таких знаний у нас не было, мы об этом нигде не читали, и такого поведения нам раньше никто не описывал. Таковы были данные мониторинга. Изготовлением деревьев-ловушек для короедов и работой над методами борьбы мы начали заниматься 20 марта. Борьба как раз и заключаются в подготовке деревьев ловушек и вырубке деревьев, чтобы короеды могли в них заселиться. И когда эти деревья заселены, нужно эти заселенные деревья вывезти из леса как можно дальше или на лесопилку, чтобы молодые короеды не смогли больше напасть на следующие деревья.
В общей сложности весной на пострадавшей от короедов инвентаризированной территории общей площадью в 3000 гектаров мы провели в очагах поражения сплошные рубки, площадь которых составила 470 гектаров и на 1700 гектаров – санитарные рубки. Всего было вырублено 125 000 кубометров деревьев-ловушек. Мы подождали, пока деревья-ловушки будут заселены, следили за станциями мониторинга и степенью заселенности ловушек – сколько отверстий проделано, каковы объемы пережеванных опилок. И когда они были к первой неделе июня заселены, за 10 дней мы вывезли их из леса, погрузили на машины и отправили на лесопилку. Так что примерно к 10 июня работа по борьбе с короедом была в этом сезоне выполнена.
С точки зрения подготовки деревьев-ловушек этот год был достаточно странным: школьная мудрость и рекомендации говорили нам, что дерево-ловушку надо поместить на основание, чтобы ее было легко заселить, включая и ту часть, которая прилегает к земле.
Но в этом году весна была сухая и долгая, и деревья-ловушки, размещенные на основаниях, успели раньше высохнуть чем были заселены короедами. В результате больше всего были заселены деревья-ловушки, установленные напрямую на земле и находящиеся в тени. А деревья-ловушки, расположенные на солнечных или ветреных территориях были заселены относительно незначительно.
Это еще одна информация, с которой нужно будет считаться в следующем году при подготовке деревьев-ловушек. Деревья-ловушки, которые мы вывезли, были заселены достаточно плотно, и количества были достаточно большими. Мы тоже срезали кору и пытались понять, сколько там короедов. И когда мы смотрели на изображение с камеры для наблюдения за короедами, то одно время в кадре можно было наблюдать довольно активную жизнедеятельность. Было видно, как короеды борются за свои ходы, прогрызают их и выкидывают пережеванные опилки".
Добавить комментарий