Лесная фея Пяйви-Пяэсу безнадежно влюблена в природу
Текст: Кристина Тракс
Фото: Арно Миккор
Разумеется, интервью у Пяйви я беру в лесу, на этот раз на Харкуской лесной природной тропе. Этот лес хорошо знаком Пяйви, так как дом ее родителей находится здесь, на опушке леса, недалеко от мызы Харку. Для начала необходимо прояснить вопрос с именем – имеет ли Пяйви отношение к Фридриху Рейнхольду Крейцвальду, автору любимых эстонских сказок? «Да, но в довольно сложной и отдаленной форме», – говорит она. А вот история о том, как городская девушка стала, в хорошем смысле, человеком леса, с которым, кажется, разговаривает природа, немного похожа на сказку.
А именно, ни у кого в семье Пяйви нет такого сильного «микроба» природы. «Возможно, только мама в болшей степени является человеком природы, но она занимается скорее садоводством и выращиванием цветов», – говорит Пяйви. Из детства вспоминаются приключения в лесу с двумя старшими братьями и строительство шалашей. Времена были другие, и дети играли на улице, но лес всегда манил Пяйви.
Возможно, именно благодаря мальчишеским играм у Пяйви всю жизни был интерес к военному делу. Естественным продолжением курса по государственной обороне в средней школе стало вступление в Кайтселийт, что также очень тесно связано с пребыванием на природе. Пяйви является активным членом Кайтселийта на нескольких фронтах и участвовала во всевозможных мероприятиях и учениях на открытом воздухе.
Однако в университете она изучала ремесленные технологии и дизайн, а позже дополнила свое образование, пройдя обучение на руководителя похода в Лууаской лесной школе. Помимо повышения квалификации, у Пяйви есть еще и сертификат инструктора по выживанию. «Я очень творческий человек с душой художника. Часто в моей душе есть кричащая потребность выпустить свои эмоции наружу, и в основном я делаю это через ручную или художественную деятельность, например рисование. Моя повседневная работа связана с походами, и в основном я работаю с детьми, что очень подходит мне как материнской душе. Чтобы быть с ними на одной волне, требуется порядком креативности», – говорит она.
Работа мечты
Пяйви работает в RMK с 2016 года, последний год в качестве инфо-менеджера посетительского центра в Виймси. Ее работа в основном заключается в организации экологического просвещения, что включает в себя походы с детьми в лес и их знакомство с природой. Основное место для пеших прогулок – лес Тяду в Виймси.
«Наши походы – это скорее прогулки длительностью несколько часов, куда можно прийти в джинсах и кроссовках. В то же время для детей, которые не очень часто бывают на природе, это прямо настоящие походы», – говорит Пяйви.
Как много детей вообще интересуются природой? «Очень интересуются! Редко можно встретить детей, которые не чувствуют себя в лесу хорошо и не хотят там находиться.
Другой подход нужен, например, к подросткам, для которых даже самые крутые вещи в определенные моменты кажутся глупыми. Мне неоднократно говорили, что здесь, в лесу, у меня работа мечты и меня также спрашивали, когда я вообще хожу на работу, если я все время нахожусь только в лесу. Я часто вижу детей, которые в конце похода не хотят выпускать меня из объятий и желают остаться со мной в лесу. Такие моменты показывают, как важно, чтобы был человек, который сможет через природу вывести на поверхность эти глубокие коренные ценности и эмоции».
Пяйви действительно как будто все время находится в лесу, и именно такое впечатление сложилось о ней как о лесной феи у ее знакомых. «Хотя по работе ходить в лес можно почти каждый день, этого недостаточно. Природа постоянно зовет, но, к сожалению, трудно найти для нее время наряду с работой, детским садом, школой и Кайтселийтом. Так что больше времени получается проводить на природе в основном во время летних каникул. Довольно часто возникает ощущение, что хочется отключиться от всего вокруг и просто побыть на природе. Путешествию в теплую страну или отдыху в СПА-отеле я определенно предпочитаю более типичное погружение в лес с трапезой у костра, шумом ветра, звездным небом и всем остальным», – говорит Пяйви.
Места, где чувствуешь себя как дома
Пяйви говорит, что одним из ее любимых мест в Эстонии является Коллассааре – древний хутор Коллассааре на болотном острове в Ярваском уезде, который теперь к радости путешественников, является туристической хижиной, которой управляет Estlander. «Я хоть и не была в Коллассааре уже несколько лет, но это определенно одно из тех мест, где я чувствую себя как дома. Я знаю, что у многих людей там такое же чувство – хорошо и безопасно, вокруг добрые души», – говорит Пяйви. «Самые чудесные пробуждения жизни также происходили именно там, на древнем болотном острове, в лоне заботливого леса, под крики серых журавлей».
Еще одним душевным местом Пяйви считает лес Тяду, который она описывает как волшебный лес, потому что он просто очаровывает людей. «Фред Юсси сказал: если хочешь найти что-то новое, ходи по старым тропам! Так и есть – чем больше я туда хожу, тем гостеприимнее меня там встречают и тем больше мне открывается этот лес», – говорит Пяйви.
Пяйви говорит о прогулках на природе как о чем-то совершенно естественном и повседневном. А как же страхи? Ведь в лесу можно встретить медведя или безнадежно заблудиться... «Я не особо боюсь темноты в лесу, заблудиться или диких зверей. Конечно, когда встречаешь крупное животное, испытываешь перед ним трепет, но я хорошо знаю, что в Эстонии в дикой природе не нужно бояться никого, кроме клеща. Я встречалась с медведем три раза, и это событие заставляет трепетать душу. От радости и волнения!»
«В последние годы дрожать от радости меня заставила встреча с рысью, вернее, ее следами», – говорит Пяйви. В течение многих лет она слышал истории о том, как в лесу Тяду живет рысь. Пяйви не особо верила этим рассказам, потому что лес Тяду маленький и ограниченный. «Одним декабрьским утром, гуляя с детьми, я обнаружила ее следы! Весь день дрожала от радости, это было очень большое событие. И как же я расстроилась, когда через несколько месяцев узнала, что рысь попала под машину недалеко от того места. Однако недавно коллега снова прислал фотографии следов рыси из Тяду – и я опять начеку».
С семьей в лесу
Есть люди, которые ценят возможность побродить на природе в одиночестве, но Пяйви не из их числа. Да, конечно, она ночевала в лесу одна, но на природе ее целью не обязательно является побыть в одиночестве. Ей очень нравится ходить в лес со своей семьей. Во время материнского отпуска младшего сына, которому сейчас четыре года, у нее было много свободы, и Пяйви старательно ею пользовалась. «В то время было обычным делом провести в лесу неделю подряд. Ходить в поход с детьми до года так легко – они не протестуют, не убегают, прекрасно спят на свежем воздухе и под звуки природы. Каарен особенно крепко спал по ночам с проливными дождями и грозами. Человечество жило такой жизнью на протяжении тысячелетий, это очень естественно», – говорит она.
Последние длительные путешествия Пяйви совершала во время отпуска. За последние несколько лет она с семьей побывала в Северных странах, где они путешествовали по несколько недель на машине, а также совершали пешие прогулки, а также покорили с детьми несколько горных вершин.
Иногда лесная жизнь Пяйви вызывает у людей вопросы. Она вспоминает, как бабушка удивлялась, какие люди вырастают из детей, которых мать только и делает, что таскает по лесу. О своем старшем, 15-летнем ребенке Пяйви говорит, что он интеллигентный и очень творческий молодой человек с очень здоровым взглядом на жизнь, который может справиться в любой ситуации. «Сейчас его интересует классическая музыка – подумать только, другие подростки обычно тусуются в городе, а он играет Вивальди на скрипке дома», – говорит Пяйви. Она надеется, что у младшего ребенка будет такой интерес к природе. По крайней мере, сейчас его, кажется, очень привлекает лесная мудрость.
Всегда благодарна
Как вообще ходить в походы так, чтобы это было хорошо, здорово и весело? По словам Пяйви, главные эмоции в походе ты создаешь сам. Это происходит благодаря единению с природой и открытому принятию предлагаемого. Потому что природа всегда что-то предлагает, и вопрос только в том, принять это или нет.
Каждую поездку в лес Пяйви начинает с приветствия лесу и учит этому всех участников ее походов. «Да, я люблю обнимать деревья. Когда природа вокруг понимает, что ты хороший и хочешь быть у нее в гостях, она предлагает тебе подарки. Я имею в виду не только ягоды, грибы или лосиные рога, а благополучие, заряд энергии, душевное здоровье, радость. По тому же принципу и природа воздает вам за то зло, которое вы ей сделали», – говорит она. Это хорошо иллюстрирует произошедшая с Пяйви история: ее пригласили в баню, и друзья попросили взять с собой можжевеловый веник. Так как было уже поздно и ее ждали друзья, то она торопилась и только потом вспомнила, что не попросила разрешения и не поблагодарила можжевельник у дороги за ветки для веника. «Некоторое время спустя я ехала домой в дождь и в том же месте на дороге был гололед, на котором я сделала на машине пируэт, едва успев остановиться на краю кювета. У природы есть душа, и природе нужно быть благодарным».
Пяйви огорчает то, что люди все больше отстраняются от природы. Это происходит даже в Эстонии, хотя мы считаем себя лесным народом. «Мы пытаемся стать ближе, но в то же время не хотим отказываться от нашего комфортного искусственного мира. Для многих любовь к природе или походы кажутся просто занятием, позволяющим заявить о себе в обществе – кто-то ведет подсчет километров, а кто-то строит хижины в стиле бушкрафт, чтобы снять видео для YouTube. К счастью, в кругу моих знакомых есть много людей леса, которые ходят туда не для того, чтобы сфотографироваться, а затем выложить в соцсети с заголовком «я люблю лес». Они не используют природу, чтобы привлечь к себе внимание, а действительно ценят эти более глубокие ценности, и я думаю, что это правильно», – рассуждает Пяйви.
Мы уже некоторое время идем по еще не до конца размеченной природной тропе, поворачивая то туда, то сюда, и если бы мы оба не были руководителями похода, то, возможно, стали бы уже задумываться, а не заблудимся ли мы. «Конечно и у меня случались небольшие ошибки или, скорее, «безголовое» состояние», – усмехается Пяйви.
Однако, в качестве руководителя похода, она может рассказать одну историю о том, как она заблудилась с группой. Пяйви была в лесу Тяду с группой подростков, и им было не особо интересно находиться в лесу. Скорее, они демонстрировали свое пренебрежение как к руководителю похода, так и к природе. «Я решила, что не буду рассказывать им обычные лесные истории, а вместо этого устрою для них настоящий поход. Я отвела их в самую влажную часть леса. Там они намочили и испачкали ноги. Я не каждый день хожу в ту часть леса, и через некоторое время поняла, что мы сделали круг и вернулись в знакомое место. Конечно, кроме меня этого никто не понял».
Это вполне могла бы быть история о том, как лес наказывает тех, кто проявляет к нему неуважение, но также и о том, как человек своими эмоциями управляет всем вокруг себя.
Бушкрафтеры как коренные обитатели природы
«Всю свою сознательную жизнь я чувствовала, что живу немного не в ту эпоху. Я очарована людьми, которые жили в гармонии с природой, по-настоящему. Сейчас это называется модным словом бушкрафтом и выживанием», – представляет Пяйви-Пяэсу.
Смысл иноязычного понятия хорошо выражает эстонская пословица «Лес – это шуба бедняка». Лес дал человеку все необходимое для жизни, помимо материальных ценностей также душевное спокойствие и чувство безопасности. Стремление жить в гармонии с природой выражается в возвращении приоритета этим навыкам, знаниям и ценностям.
«Слишком много людей утратили элементарные ручные навыки, необходимые для жизни, например, обращение с ножом или разжигание огня, а также естественные знания о природе», – считает Пяйви. «Зачем они нам сейчас, когда в магазине сыр уже нарезан, еду привозит Wolt, а отопление дома можно регулировать с помощью приложения? Большинству это покажется глупой шуткой, но однажды весь искусственный мир вокруг нас может закончиться и снова восторжествует естественный отбор. Более того, как у одного из последних коренных народов, у нас все еще есть реальный шанс сохранить себя и свое наследие».
По словам Пйви, до сих пор есть те оригинальные бушкрафтеры, то есть в хорошем смысле коренные обитатели природы, чья повседневная жизнь такая же, какой она была столетия назад. Однако больше все-таки так называемых выживающих в новом времени, которые также образуют школы, склонные конкурировать друг с другом.
«К сожалению, поскольку эта тема очень популярна в наше время как рекреационная услуга и бизнес, это добавляет много дегтя в бочку меда – по глупости и незнанию люди нарушают законы и нормы поведения, наносят слишком большой ущерб природе в ходе своей деятельности, разрушают охраняемые территории, уничтожают ценные местообитания просто для того, чтобы хорошо провести время. Это, однако, противоречит ценностям сектора, которые заключаются в том, чтобы действовать сообща с природой, а не быть ее венцом».
Добавить комментарий