Ноябрь на своём месте
Текст и фото: Олег Цымбаревич
Вряд ли кто-то станет спорить, что обычно в ноябре у нас не самая приятная погода. Но неужели же есть такие люди, которые согласились бы, чтобы исчезнувшие ноябри укоротили их жизнь на несколько лет?
Нет-нет, это не вариант – все хотят жить долго, да и так ли уж плох ноябрь, как о нём говорят? Дождик? Так это же не каждый день. Слякоть? Зато есть красивые модные сапожки, которые можно продемонстрировать. Холодно? Но это же ещё не морозы!
Короче, не стоит упрекать ноябрь за это его естественное состояние, а лучше снова вспомним ободряющее "не можешь изменить обстоятельства – измени своё отношение к ним" и отправимся в лес. Ведь, на самом деле, ноябрь занимает своё необходимое и важное место в годовом круге, выполняя только ему одному порученную задачу – предзимнюю подготовку.
Посмотрите, как теперь изменился притихший лес: в нём заметно поубавилось птиц, исчезли насекомые; слетевшая с деревьев последняя листва, покрывшая землю толстым ковром, наполнила воздух пряным ароматом. Но жизнь затихла здесь только внешне, просто все лесные обитатели негромко и незаметно готовятся к зиме.
Маленькие птички нынче сбиваются в большие стайки – так им легче найти еду, предупредить друг друга об опасностях, спрятаться от непогоды. Например, в эти дни можно часто увидеть ранее незаметных длиннохвостых синиц, проносящихся над лесом группками в десять-двадцать птиц то тут, то там.
Рядом с ними, как всегда, и наши наиболее многочисленные, хотя и очень незаметные из-за своих миниатюрных размеров, самые маленькие птички, как в Эстонии, так и во всей Европе – желтоголовые корольки.
А если повезёт, то можно будет понаблюдать, как чёрный дятел достаёт из-под коры спрятавшихся там на зиму насекомых.
А другая часть жизни кипит теперь на земле, под корой и опавшей листвой.
Пока ещё температура держится выше нуля вполне хорошо себя чувствуют некоторые грибы, но не те, что мы собирали в корзинки в августе и сентябре, а другие – малозаметные.
Например, такие, что растут на шишках, одни из таких шишколюбов называются аурискальпиумами. Если рассмотреть их повнимательнее и с увеличительным стеклом, то можно увидеть шиповидные выросты снизу шляпки, в этом они схожи с ежовиками. Аурискальпиумы любят расти на старых сосновых шишках, вросших в землю.
Здесь же неподалёку, где растут ели, обязательно найдутся другие любители шишек, но только уже растущие на шишках еловых – стробилюрусы съедобные. Пока они только вылезают из шишек, лежащих под толстым слоем листьев – они ещё совсем бесцветные.
Но после постепенно они вытянутся и потемнеют.
Как ясно из названия, стробилюрус – гриб съедобный, но сколько же надо насобирать этих миниатюрных грибов, чтобы ощутить их вкус?
А другой стробилюрус – черенковый – предпочитает расти на сосновых шишках.
Рядом со стробилюрусами в эти дни лезут из земли разного рода негниючники – грибы не боящиеся ни жары, ни холода, ни дождя ни засухи – потому так и называются.
Среди таких негниючников попадаются интересные экземпляры, например, чесночники, которые выделяются из семейства своим особенным свойством – запахом чеснока.
Это, например, чесночник дубовый, предпочитающий расти на подстилке из дубовых листьев. Рядом с жёлудем эти славные грибки выглядят бравыми ребятами возле бочки с квасом.
В таком месте, где любят расти чесночники, каждый шаг вызывает взрыв чесночного аромата из-под ног – мицелий гриба пахнет, кажется, даже сильнее самого гриба.
Каждый год, проверяя все свои грибные места, радуюсь тому, что чесночники по прежнему на старом месте и никуда отсюда не исчезли.
Для того, чтобы заглянуть в одну из частей леса – его макромир, существуют только два варианта: либо превратиться в муравья, что сложно, либо обзавестись лупой, а это совсем просто, и тогда можно будет разглядеть, например, эти миниатюрные негниючники листопадные, растущие прямо на опавших дубовых листьях.
Ноябрь – это уже время не собирать грибы, а, скорее, их наблюдать. Например, мицены слизистые вряд ли кто станет собирать – они такие маленькие и нежные. Зато они такие фотогеничные.
Их прозрачные ножки лишь в течение очень короткого времени пронизывают лучи низкого ноябрьского солнца, и оказаться в этот момент возле гриба – удача!
Мицены клейкие не так давно считались самостоятельным видом, однако, теперь микологи относят их к разновидности мицены слизистой.
Сладкая парочка мицен розоватых – украшение осеннего леса.
Ещё один лилово-розоватый гриб – мицена чистая.
Здесь мицена чистая интересна тем, что на ней выросли грибки-паразиты, которые любят поселяться, как правило, на миценах разных видов.
Этот грибок-плесень называется спинеллюсом щетинистым; он внешне похож на булавки с шариками на конце, которые воткнула в свою игольницу какая-то рукодельница.
Вот так выглядят иглы спорангиеносцев спинеллюса с тёмными шариками спорангиев, внутри которых содержатся споры грибка. При созревании споры высвободятся из лопнувшего шарика и разлетятся во все стороны.
Ещё один пример другой мицены – шишколюбивой, поражённой грибком спинеллюса.
В потемневшем ноябрьском лесу любые краски становятся особенно заметными. Вот ещё одно украшение осеннего леса: гриб, тоже похожий на какую-то плесень – стереум пурпурный, который растёт на лиственных деревьях, пнях или сухих стволах вплоть до декабря.
В процессе фотографирования стереума в поле зрения объектива вдруг вклинился ещё один объект, внешне похожий на божью коровку. Но какие могут быть коровки в это время? – все они давно уже все улетели на юг.
Оказалось, что это и не коровка вовсе, а жук алый плеснеед. И увидеть его можно чаще всего там, где растёт гриб стереум пурпурный, спорами которого он любит лакомиться.
А теперь и алый плеснеед – один из последних жуков в сезоне – готовится к зиме, выползая из своего укрытия, чтобы набраться сил перед холодами и подкрепиться спорами стереума.
И напоследок фото одного из первых моментов появления в лесу "ледяных волос" – внешнего проявления одного из невидимых грибов, живущих внутри мёртвой древесины – exidiopsis effusa.
В ноябре было уже несколько таких моментов, когда плюсовая температура ночью резко опускалась ниже нуля, а это самое подходящее время для появления в лесу таких вот "снежных бород".
Если бы не было ноября, мы бы не научились так сильно радоваться маю.
Спасибо ноябрю за его нужное дело!
Добавить комментарий