Почему мы защищаем обыкновенную жемчужницу и чему это нас учит?
Текст: Аки Кадулин,
магистрант Университета естественных наук Эстонии
Во время учебы в Университете естественных наук Эстонии у меня была прекрасная возможность пройти практику по охране природы в Центре управления государственными лесами/RMK.
Я быстро назвала эту практику самым прекрасным и полезным делом, которое я когда-либо делала для природы. Защита редких и находящихся под угрозой исчезновения видов – один из конкретных способов борьбы с изменением климата и содействия охране природы Эстонии. Мне было поручено помогать в работе по проекту LIFE, посвященному восстановлению стареющей популяции и среды обитания обыкновенной жемчужницы.
Вскоре я поймала себя на мысли, что, несмотря на то, что весь проект нужный и очень интересный, у него есть и куда более грустная обратная сторона. В Пылуласком рыбопитомнике RMK люди каждый день трудятся с душой и прилагают усилия, чтобы проект по обыкновенной жемчужнице увенчался успехом. Несколько раз в неделю нужно было чистить живущих на пластинах обыкновенные жемчужницы и собирать для них корм. Кроме того, в течение двух месяцев необходимо было собирать все личинки с жабр речной форели и вести учет их количества.
Я много раз ловила себя на мысли, что если бы природные процессы происходили без интенсивного вмешательства человека, то необходимости в такой заботе не было бы.
В течение всей жизни вид мог бы существовать самостоятельно и совершенно бесплатно – как в денежном плане, так и в плане рабочего времени. Эта «забота», которую предлагает нам природа, называется экосистемной услугой.
Проект обыкновенной жемчужницы – наглядный пример того, как люди пытаются заменить эти предлагаемые услуги собственными силами и знаниями. В природе существует целый ряд процессов, которые действуют как фоновые силы и остаются невидимыми для обычного глаза, на которые смогли обратить внимание только специалисты по естественным наукам, и знания которых оказываются недостаточными, когда речь заходит о реальной замене благ природы.
Чтобы заботиться об особях одного вида только на одном участке реки, нужны ученые из нескольких университетов, несколько автомобилей и дронов, а также ежедневный труд многих людей в течение нескольких лет. Нам, людям, уже суждено потерпеть неудачу, если мы не сможем обеспечить самостоятельное функционирование экосистем.
Еще один вопрос, который мучил меня во время практики, заключался в том, насколько тот или иной вид заслуживает спасения? Возможно, стоило бы смириться с ситуацией, что не все виды выживут. Несмотря на то, что обыкновенная жемчужница уникальна в эстонской природе, она малоизвестна, и вряд ли кто-то сильно пострадает, если мы узнаем, что в какой-то момент она перестала существовать.
Я получила быстрый ответ на это сомнение – мы спасаем не только один вид. В ходе этого же проекта будет также восстановлен ландшафт, окружающий реку, и привлечена местная община, чтобы в будущем уменьшить негативное влияние деятельности человека на окружающую среду. Каждый вид, даже самый незаметный, имеет важное значение в природе и сохраняет разнообразие экосистемы, делая ее более устойчивой к изменениям.
Практика научила меня тому, насколько затратной и трудоемкой может быть эта деятельность, если человек решит начать обеспечивать те функции, которые хорошо функционирующая экосистема может предложить нам просто так. Участвуя в проекте, я до сих пор твердо верю, что благодаря поддержке людей единственная в Эстонии популяция обыкновенной жемчужницы будет восстановлена, и, в конечном итоге, именно этот проект увенчается успехом.
В рамках практики Аки участвовала в совместном проекте Финляндии, Швеции и Эстонии «Восстановление популяций и мест обитания обыкновенной жемчужницы» (LIFE Revives - LIFE20 NAT/FI/000611), в ходе которого будет восстановлен водный режим местообитаний обыкновенной жемчужницы в Эстонии, а популяция дополнена более чем 5000 выведенными в лаборатории особями. Подробнее здесь.
Добавить комментарий