ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


18. февраля, 2022

Работы по восстановлению болота Нигула близятся к финишу!

Вот-вот будет достигнута очередная веха работ по восстановлению болот - завершается восстановление водного режима болота Нигула. Местные жители знают, что первая в Эстонии созданная во благо болота торфяная дамба находится именно на болоте Нигула. Круг замкнулся и, немного забегая вперед, можно сказать, что созданы все предпосылки для ликвидации или смягчения влияния построенных в разные периоды дренажных канав.

Текст и фото: Прийт Воолайд,
специалист по организации охраны природы
отдела охраны природы RMK

По объему предпринятые меры были где-то средними по Эстонии. По окончании мы сможем отчитаться об обводнении болотного комплекса на 625 гектарах. Но, безусловно, еще более обширная территория подвергнется непосредственному влиянию этих работ. На канавах сооружено 623 дамбы, самих канав засыпано чуть менее 27 километров.

Цель проекта восстановления и заключалась в том, чтобы охватить весь болотный комплекс Нигула вместе с болотистыми лесами в северной части и болотом Туулику на юго-востоке. Природный резерват и более чувствительные с точки зрения охраны видов территории остались нетронутыми. Если рассматривать план управления охраной заповедника Нигула на 2015-2024 годы, то дренажные канавы в нем описываются как оказывающий негативное влияние на всю болотную биоту фактор, и считается необходимым восстановление естественного водного режима.

Зоны работ по восстановлению (черные границы) и закрытые канавы (синие линии).

Засыпанные канавы имеют разную историю, размеры и влияние. Также в этом районе встречались и канавы для добычи торфа. Наибольший вызов, понятное дело, представляли собой самые большие канавы. Проходящая через западную часть болота канава в нижнем течении превратилась в широкий каньон, и связанные с её закрытием земляные работы были весьма объемными. Проложенная от Хаавапеакси канава тоже широкая и с очень большим протоком. Вся эта система в южной части является истоком реки Леммейыги, и старания по ее преобразованию заметны уже на одноверстовой карте (конец 19 века).

Та же история и с рекой Раннаметса, которая также берет начало из болота Нигула, но её поток несет воды болота на север. Исток реки Раннаметса также был в прошлом изменен, и канавы с обеих сторон болота были направлены в её широкий природный каньон. В ходе работ мы засыпали большую канаву на западной стороне, напротив природного лесного массива, которая также характеризовалась сильным сезонным течением. Согласно старым картам, история этой канавы короче. На одноверстовой карте ее следов еще нет.

Из всего вышесказанного, конечно, не стоит делать вывод, что перечисленные работы перекрыли потоки природных рек. Цель проделанных работ заключалась в том, чтобы смягчить воздействие отвода рек в канавы на биоценоз болот и болотистых лесов. За пределами зоны восстановления вода по-прежнему продолжает течь по верхнему руслу и влияние за его пределы не распространяется. По большей части, истоки как реки Раннаметса, так и реки Леммейыги непосредственно на границе работ уже и так отрегулированы бобрами, и природные запруды в их среде обитания мы своими дамбами не заменяли.

Закрытие всех крупных канав предполагает обширные рубки и земляные работы. Построенные на канавах плотины массивны, но необходимы для обеспечения приближенного к природному водного режима. Мы также извлечем важный урок из закрытия большой канавы в северной части болота Нигула. Подъездные пути проходили там через старые участки леса, выросшие на склонах канавы. Древесины оказалось много, и спрятать в лесу распиленный на бревна материал потребовало больших трудов. А именно, одним из условий проведения рубок было то, что полученную при строительстве трасс древесину нельзя вывозить, и все должно остаться с целью поддержания биоразнообразия леса. Несомненно, необходимо обращать внимание на связанное с умершими деревьями разнообразие, но при таких объемах по этой причине страдало качество земляных работ. На покрытом порубочными остатками берегу канавы утилизация насыпи значительно более трудоемка, и лесоматериал под ногами не позволяет выровнять рабочую зону в желаемой степени. Однако от вырубки никуда не деться, потому что канавные насыпи необходимо ликвидировать, а канавы заполнить грунтом. Экскаватору это под силу. В настоящее время эту работу вручную уже никто не делает.

Заполнение канав материалом насыпи или, при её отсутствии, естественным болотным грунтом, важно по нескольким причинам. Засыпка канав снижает давление воды на строящиеся плотины и продлевает срок их службы. Высокие насыпи канав выполняют роль искусственных преград и препятствуют более равномерному растеканию воды по площади водосбора болота. Ликвидированные насыпи и заполненные канавы вместе с плотинами помогают отводить воду в наиболее пострадавшие от осушения исторические водно-болотные угодья на окраинах.

На покрытых природной растительностью болотных канавах, где уложенный в насыпь материал успел испариться в воздухе, благодаря заполнению канав мы ликвидировали длинные и не соответствующие природному ландшафту прямые канавы, которые продолжали бы по-прежнему выделяться после повышения уровня воды между плотинами. Благодаря умелым действиям, проходящие через болото узкие канавы практически сразу после работ перестали быть заметны. Об их первоначальном расположении можно догадываться лишь по сделанным на берегах канавы раскопам, визуальное воздействие которых в природе, на мой взгляд, значительно меньше, чем у заглубления канавы. Произведенные в болоте раскопы по добыче материала для засыпки канав, к тому же, представляют собой гораздо меньшую преграду для движения, чем наполненные водой извилистые ложбины.

Здесь была канава, которую засыпали снизу вверх дерном, взятым из раскопов возле неё. Снимок сделан на болоте Толкузе через год после засыпки канавы.

Еще одним опытом технического свойства стало использование решения подпорной стены плотины на канавах, которые нельзя было зарыть экскаватором. На болоте Нигула таких плотин было построено всего несколько. К сожалению, они не оказались подходящей альтернативой торфяным плотинам. Модули подпорной стены шириной около 40 см вертикально вдавливаются в торф. Из модулей можно строить барьеры любой ширины. Выяснилось, что стыки разных модулей негерметичны, и в сухой период подпорные стенки не поддерживают уровень воды в нужном объеме. В дальнейшем в таких ситуациях следует отдавать предпочтение вручную изготовленным плотинам из торфа. Мы стали еще умнее!

По завершении работ в Нигула мы сможем исключить еще одно водно-болотное угодье международного значения из своего списка восстанавливаемых объектов. Я знаю людей, давно ожидавших этого сообщения. Традиция непрерывного наблюдения за болотными птицами в Нигула, вероятно, более длинная, чем где-либо еще в Эстонии (может быть, я скромничаю, и конкурентов по протяженности этого периода следует искать далеко за границей; в Нигула же мониторинг пернатых ведется с 1968-го года) и я уже давно наблюдаю, как зарастание болота лесом влияет на разнообразие птиц. В этом облесении также частично винят систему дренажа. Теперь, когда канавы закрыты, а болото намного влажнее, чем раньше, можно надеяться на долгожданные перемены. Время покажет, насколько быстрыми будут эти изменения и каким будет их точный характер.

Те, кого интересует более детальная информация, могут ознакомиться с материалами проекта восстановления водного режима болота Нигула.


Добавить комментарий

Email again: