Результат работы Пылулаского рыбопитомника сохраняется намного дольше, чем продолжительность жизни тех, кто ее выполняет
Текст и фото: Сандер Сильм
На базе бывшей форелевой фермы на источнике Лави в Пылула создано рыбное хозяйство, роль которого в восстановлении здешней популяции рыб трудно переоценить. С 1997 года из рыбопитомника в воды Эстонии было заселено в общей сложности 7,5 миллионов молодых особей лосося, сига, морской форели, речной форели, осетра и хариуса.
Поскольку популяция лосося в реках Северной Эстонии к настоящему времени довольно хорошо восстановилась, Пылулаский рыбопитомник постепенно сокращает заселение молоди в районе Финского залива и в приоритетном порядке занимается восстановлением стада лосося в реке Пярну. «В связи с ликвидацией дамбы Синди там появилось много хороших мест обитания для рыбы», – сказала Эне Саадре, советник отдела рыбоводства в Пылуласком рыбопитомнике.
По ее словам, присоединение к RMK в 2014 году открыло несколько новых направлений деятельности. «В сотрудничестве с Университетом естественных наук Эстонии, Тартуским и Туркуским университетами, а также Эстонским центром природоохраны мы проводим больше научных экспериментов, например, в области разведения раков, сига и осетра, а также ведем экспериментальные работы по выращиванию обыкновенных жемчужниц», – рассказала она.
Здесь будут сиги
В 2015 году работники рыбопитомника собрали в реке Пярну первую икру сига, а в следующем году в реку заселили уже 34 000 сигов того же лета. В реке Пярну обитает уникальный пярнуский полумигрирующий сиг, который живет в море, но заходит в реку Пярну на нерест, и рыбоводы пытаются увеличить его естественную популяцию. Также в хозяйстве восстанавливают численность чудского сига, который еще в 1990-х годах вылавливался промышленным способом, но популяция которого в настоящее время находится в таком критическом состоянии, что чудский сиг можно ловить только в научных целях.
Кроме того, питомник также начал заниматься морскими сигами. В настоящее время в прудах питомника, помимо пярнуского и чудского сигов, выращивается также молодь морского сига, выловленная в районе Палдиски.
Поскольку для разведения сига необходимо получать икру и молоки от диких рыб, а также при обновлении живых генофондов, т. е. племенных стад лососей, необходимо время от времени завозить дополнительный живой материал из дикой природы, чтобы избежать родственного скрещивания, поэтому работники питомника всегда боятся занести в питомник какое-нибудь вирусное заболевание.
К настоящему времени эта проблема решена. Два года назад в Пылуласком рыбопитомнике было завершено строительство здания для рыбного карантина, которое поможет предотвратить занесение и распространение болезнетворных микроорганизмов среди разводимой в питомнике рыбы.
Осетр – древняя рыба
Популяция осетровых, которые были важным объектом рыболовства в Балтийском море в предыдущие века, полностью исчезла к началу века из-за чрезмерного вылова и загрязнения рек. Последний, так называемый, местный осетр, выловленный в водах Балтийского моря, был пойман в 1996 году в Вяйнамери недалеко от острова Муху.
Рыба была длиной 2,9 метра, весила 136 килограммов, а ее возраст оценивался примерно в 45 лет. До недавнего времени считалось, что атлантический осетр, обитавший в Балтийском море в последние века, принадлежал к тому же виду, что и осетр, обитающий в южной Европе (в настоящее время только в водах Франции).
В результате генетических исследований в настоящее время выяснилось, что предыдущая классификация была ошибочной и что атлантический осетр, последнее время обитавший в Балтийском море, относится к тому же виду, что и осетр, который до сих пор находится в относительно хорошем состоянии на восточном побережье Северной Америки.
Этот вид осетровых появился в Балтийском море около 1200 лет назад и вытеснил обитавший там несколько тысяч лет вид, который сегодня крайне редко встречается во Франции и который теперь называется европейским осетром. Открытие генетиков позволило начать использовать атлантического осетра, которого больше на западном побережье океана, для восстановления популяции осетра в Балтийском море.
Атлантический осетр уже заселен в Балтийское море в нескольких странах, Эстонский центр природоохраны начал эту деятельность в Эстонии в 2011 году. Сначала выращивание осетровых рыб было опробовано в нескольких рыбопитомниках, а с 2019 года осетров выращивают в Пылуласком рыбопитомнике. В Германии есть центр разведения осетровых из Канады, откуда сотрудники Эстонского центра природоохраны привозят личинок осетровых в Пылула, метят осетров перед заселением и проводят мониторинг после заселения.
«В рамках этого проекта мы занимаемся практической частью: к нам привозят личинок, мы их выращиваем, а потом молодь осетров того же лета, в возрасте одного или двух лет отправляется в реку Нарву, которая является исторической рекой осетровых в Эстонии», – добавила Эне Саадре. Она добавил, что если все пойдет по плану, популяцию осетров также начнут восстанавливать и в реке Пярну.
На данный момент можно сказать, что у осетров дела идут хорошо – эстонские рыбаки выпускают попавшего в снасти живого осетра обратно в воду и сообщают об обнаружении меченых осетров. Выпущенный в реку 150-граммовый молодой осетр уже следующим летом может весить 1500 грамм. С осени этого года разведение осетров и научные исследования, скорее всего, также будут поддерживаться в рамках проекта „LIFE Baltic Sturgeon“, заявка на который была подана в рамках программы LIFE.
Данный проект рассчитан на пятилетний период и ставит конкретные задачи по выращиванию и заселению молоди рыб разного возраста и проведению сопутствующих исследований.
«Осетры – древние рыбы с первобытным внешним видом. Атлантический осетр начинает нерест только в возрасте пары десятков лет, может жить десятилетиями и достигает веса 100-200 килограммов. Самый крупный известный атлантический осетр имел длину 4,6 метра и весил 365 килограммов. Я очень рада возможности участвовать в восстановлении популяции такого первобытного вида рыб, реальные результаты этой работы станут ясны много лет спустя, намного позднее, чем продолжительность моей жизни, поэтому при выполнении этой работы есть небольшое ощущение богоугодства», – добавила Эне Саадре.
Рыбопитомник с достойной историей
В карстовой зоне северо-восточного склона Пандивереской возвышенности находится многоводный жертвенный источник Лави, благодаря которому тогдашний владелец Пылулаского поместья начал заниматься рыбоводством. В 1895 году в поместье приступил к работе лесничий Яак Паульмейстер, и под его руководством в созданном рядом с водяной мельницей рыбопитомнике начали выращивать речную и радужную форель, а также карпа. В конце позапрошлого века Паульмейстер получил питомник в аренду от помещика, который продолжал работать даже во времена независимости Эстонии. К сожалению, после оккупации Эстонии потомки Яака Паульмейстера были отправлены в Сибирь, а питомник был разрушен.
В 1948 году рыбная ферма была национализирована, и там началась инкубация икры местной речной форели, но в 1952 году речная форель была заменена на более быстрорастущую радужную форель. В 1964 году рыбопитомник был передан как самостоятельное юридическое лицо в прямое подчинение Министерства лесного хозяйства и охраны природы ЭССР. Рыбное хозяйство получило новое название – Пылулаское рыбное хозяйство. Новый этап в истории рыбного хозяйства начался в 1994 году, когда Министерство окружающей среды создало новое юридическое учреждение – Пылулаский центр разведения рыбы, чтобы организовать восстановление рыбных запасов на государственном уровне. Это ознаменовало конец почти столетнего периода выращивания форели и начало новой эры в истории рыбоводства. С 1 января 2014 года Пылулаский рыбопитомник входит в состав RMK.
Хейно Пеэтс – Пылулаский grand old man
30 июня в Пылула торжественно проводили на пенсию 88-летнего Хейно Пеэтса, проработавшего в рыбопитомнике более полувека.
Хейно Пеэтс родился в 1934 году в деревне Оонурме Тудулиннаской волости в Вирумаа, и его трудовая жизнь началась в 15 лет в колхозе центра Оонурме. Хейно хотел поехать в Лууа на двухгодичные курсы специалистов по лесному хозяйству, но его не приняли, потому что ему еще не исполнилось 16 лет. «При поступлении тебе должно было быть 16 лет, потому что после окончания школы выпускников назначали на работу лесничим, а это материально ответственная работа, а человека моложе 18 лет нельзя привлечь к ответственности», – смеется он.
В 1950 году ему удалось поступить в Лууаскую школу лесного хозяйства, после окончания которой в 1952 году он стал помощником лесничего Куремяэского лесничества. В Куремяэ он работал на различных должностях до 1965 года, когда был назначен участковым инспектором рыбоохраны инспекции рыбоохраны Кохтла-Ярвеского управления лесного хозяйства. К сожалению, Хейно выполнял эту работу со всей душой, и до местной милиции дошли слухи о том, что браконьеры хотят его убить. Ему посоветовали сменить работу. В 1967 году он принял предложение возглавить Пылулаское рыбное хозяйство. «Это было очень тяжелое время, только что прошла реорганизация, люди были обижены и возмущены и писали письма с жалобами в министерство, но мне удалось добиться мира», – рассказал он. По его словам, еще один сложный период был в бурные 1990-е, когда появилось много желающих заполучить рыбное хозяйство. Заслуга Хейно была в том, что он не позволили растащить имущество рыбного хозяйства.
Хейно внес большой вклад в развитие и деятельность тогдашнего Пылулаского рыбного хозяйства. Ежегодно инкубировалось от 1,5 до 2,5 миллионов икринок радужной форели, большая часть которых продавалась рыбным хозяйствам Эстонии, Латвии, Литвы и России. В другие хозяйства также поставлялся материал для заселения радужной форели для дальнейшего выращивания в морских садках. В лучшие времена ежегодно выращивали до 49 тонн молоди радужной форели. После восстановления независимости экономическая ситуация была очень сложной, но они справились и сохранили возможности для нового начала. Рабочим приходилось нелегко, было много тяжелой ручной работы. Хейно всегда вспоминает об этом и своих преданных работниках с большой теплотой.
Хейно проработал директором рыбного хозяйства 29 лет, а после реорганизации в 1994 году почти 20 лет был завхозом Центра Пылулаского рыбного хозяйства. В последние годы работал в рыбопитомнике технологом – отвечал за станцию жидкого кислорода, также следил за уровнем воды в бассейнах предварительного подогрева и ремонтировал автоматические кормушки. «У меня есть карта для каждой кормушки, как у семейного врача, и там видно, что за последние шесть лет было отремонтировано 600 кормушек», – сказал он. Помимо этих работ, он составлял технические чертежи, связанные с разработками, и благодаря хорошей памяти и большому опыту всегда помогал в поиске практических решений.
Добавить комментарий