RMK обсудит с местными жителями темы хозяйственной деятельности в домашних лесах
Тексти фото: RMK
RMK начал привлекать местные сообщества к вырубке лесов повышенного публичного интереса, или лесов ППИ, четыре года назад. За это время были проведены сотни собраний, и по большей части RMK достиг договоренностей о ведении лесного хозяйства с местными жителями еще до начала работ по вырубке. В то же время RMK постоянно дополняет принципы вовлечения – в начале этого года была составлена конкретная инструкция, которая помогает понять, на каких этапах, каким образом и каких предложений RMK ожидает от местных жителей.
«Мы не выходим к людям с конкретными планами вырубок, мы ждем мнения местных жителей перед тем, как начать составление плана лесных работ», – отметил главный лесничий RMK Андрес Сепп. Он признает, что в некоторых случаях это обстоятельство вызывало у людей непонимание, поскольку они не могли предположить, какие предложения они могли бы сделать, если неизвестно, где конкретно будут проводиться вырубки.
«От местных жителей и других заинтересованных лиц мы в первую очередь ждем предложений с указанием местных особенностей, которые необходимо обязательно учесть при составлении программы управления лесами. Например, есть ли возможность провести лесорубные работы таким образом, чтобы минимально побеспокоить эти общины; нужно ли проводить их в какой-то год в большей или меньшей степени и на протяжении более длительного времени; как распределить места вырубки в лесу; как высадить новый лес и т. д», – пояснил Сепп.
План вырубки не означает немедленное начало сплошной вырубки
Главный лесничий также отмечает, что нередко люди думают, что «если RMK теперь составляет планы рубок здесь, в наших лесах, то он вырубит под ноль все, что можно».
«На самом деле это вовсе не так», – утверждает Сепп. «Это правда, что в районах ППИ есть леса, где мы планируем и сплошные вырубки, потому что таким образом возобновлять лес наиболее разумно, но, планируя их, мы также можем по желанию людей оставить растущие деревья на определенных участках, делать вырубки на небольших участках в течение более длительного периода и т.д.»
Чтобы с самого начала избежать недоразумений, RMK организовал встречи с местным населением по поводу недавно опубликованных территорий ППИ практически сразу же после того, как сообщил о планах лесных работ.
По словам Сепа, это оправдало себя, потому вовлечение на более раннем этапе помогло прояснить ситуацию и избавиться от ненужных опасений.
«Например, сотрудники центра благосостояния Паункюла в Харьюмаа были очень обеспокоены тем, что вырубки начнутся в лесу, где они проводят игры в пейнтбол, но RMK учитывает их пожелания и не намерен проводить вырубки в этом районе», – привел пример Сепп.
Соглашения не всегда достигаются легко
Во всех случаях целью RMK является договориться с общинами об условиях, предъявляемых к лесных работам перед их началом.
Опыт показывает, что это возможно, но достичь консенсуса непросто, есть и люди, которые остаются несогласными до конца. В последнем упомянутом случае большинство придерживалось мнения, что в домашних лесах вообще нет необходимости проводить вырубки. Однако для организации, занимающейся управлением государственными лесами, такое предложение не гарантирует, что и через 50-100 лет на этой территории будут расти леса, обеспечивающие такой же уровень хозяйственного использования (экономического, экологического, социального и культурного), что и в настоящее время.
Сепп вспоминает, что было довольно много областей, где люди изначально выступали против различных лесохозяйственных работ, но при совместном обсуждении и обзорном посещении лесов было все же достигнуто соглашение о вырубках и была осознана необходимость управления лесами.
Например, планы вырубки в Нарва-Йыэсуу вызвали большое сопротивление и получили широкую огласку. Поскольку в то время (в 2017 году) нынешняя процедура вовлечения не действовала, RMK проинформировал о своих намерениях по управлению лесами городскую управу Нарва-Йыэсуу. Поскольку в том же году RMK уже выполнял вырубки в городских лесах, велись вырубки и в частных лесах, а лес в тех краях долгое время не вырубали, эти вырубки и новые планы рубок вызвали фурор. Состоялись встречи с представителями волости и населения, на которых RMK разъяснял свои планы, но, несмотря на это, в порядке общественной инициативы выдвигались требования о взятии государственных лесов в тех краях под защиту. Поскольку обращение подписали более тысячи человек, ее обсудил и Рийгикогу, который заявил, что нужно достичь соглашения и вырубить спелый лес в течение 40 лет.
«После этого RMK составил план вырубки на десять лет для четверти старейшего и требующего самой быстрой вырубки лесного участка общей площадью 46 гектаров, который на данный момент уже утвержден. При этом мы учли пожелания людей и скорректировали план вырубки с учетом пожеланий на собрании, которое состоялось уже весной этого года», - подвел итоги лесничий Ида-Вирумаа Алар Сюда. Он уточнил, что совместные посещения леса организовывались дважды и что было проведено еще несколько собраний с целью дать пояснения.
«Окончательно скорректированное соглашение включает в себя 18,5 гектаров сплошных вырубок и 23,8 гектаров постепенных вырубок, и мы планируем начать работы этой осенью», – отметил Сюда.
С этим планом согласились и лидер тогдашней народной инициативы, и городская управа.
«У заинтересованных сторон было два подхода на встречах по территориям ППИ: одни были против всех вырубок, а другие пытались понять, осознать и найти компромисс для обеспечения устойчивости и максимального сохранения ценных зон отдыха и других ценностей», – вспоминает инспектор по охране окружающей среды Нарва-Йыэсуу Яан Метсис период переговоров.
По словам Метсиса, лесничий Алар Сюда каждый раз пытался поделиться объяснениями и найти необходимые компромиссы.
«На данный момент можно сказать, что существует хрупкое равновесие между всеми заинтересованными сторонами», – говорит Метсис, выражая надежду, что вырубка будет проведена в соответствии с договоренностями, и что реальность не будет отличаться от обещаний.
Обсуждение планов рубок в Линдора, где каждый год 28 октября проводится ярмарка, также завершилось в феврале этого года петицией о защите лесов Линдора. Инициаторы обращения также предложили встретиться с местным сообществом и начать сотрудничество, и в этом году в женский день было проведено новое собрание, на котором было решено, что один участок вокруг площадки для костра RMK не будет вырублен, а на двух участках RMK выполнит постепенные вырубки, как изначально и планировалось.
«Местная община была рада, что удалось найти компромиссное решение, вежливо обменявшись идеями, она рекомендует RMK и дальше прислушиваться к местным жителям и больше вовлекать их, даже если среди них нет экспертов в области лесного хозяйства или если сохранение какого-либо леса важно для местных жителей по причинам, которые всегда понятны для RMK», - написала представитель общины Линдора, Кайя-Кайре Хунт после встречи на стене Facebook в сообществе Kagu-Eesti Loodusrahvas.
Хунт сказала, что петиция была инициирована, поскольку на первом собрании, организованном RMK в январе этого года, не приняла участие значительная часть общины.
«Петиция была единственной возможностью показать, что за сохранение леса в нетронутом виде выступают многие местные жители», - объясняет Хунт.
Хунт подчеркивает, что в процессе вовлечения, который применяет RMK, важно, чтобы лесохозяйственники понимали, что сообщество имеет право на иное, отличающееся от RMK мнение о ведении лесного хозяйства, имеют право выражать его и отстаивать свои права.
«Мы живем в этом месте каждый день, ходим гулять, собираем ягоды, грибы и т.д. Ни одно убеждение нельзя высмеивать или искажать только по причине того, что твое мнение отличается», – аргументирует она, добавляя, что RMK должен прислушиваться, понимать и принимать во внимание, что есть люди, для которых интенсивное лесное хозяйство не является устойчивым, естественным или дружественным для человека или природы видом деятельности.
К настоящему времени в Линдора в соответствии с соглашением проведены вырубки в указанных выше местах, и, по словам лесничего Вырумаа Агу Пало, никто не сказал по этому поводу ни одного плохого слова.
«28 октября жители Линдора, которые соберутся на ярмарку, также смогут дать свою оценку», - говорит Пало.
По просьбе людей RMK переделывает планы рубок
В результате совместных обсуждений и предложений местных сообществ на некоторых территориях ППИ RMK изменил планы вырубок.
«В Валгамаа, в Сару, мы превратили одну сплошную вырубку в щадящую, один участок в Пори был признан ценным местоообитанием, мы отказались от строительства новой дороги и изменили на одной территории год рубки», – привел примеры валгамааский лесничий Ристо Сепп. «В планы рубок на трассе Тартуского марафона не было внесено никаких изменений, но мы внесли изменения по части возобновляемых пород деревьев – вместо елей мы высадим березы».
В Вооремяэ, в Тартумаа, мы планировали провести четыре последовательные рубки на территории площадью 8,3 гектара, но в итоге будет выполнена одна вырубка на 1,1 гектара, три остальных – в 2029 году.
А в зоне отдыха Кубья-Козе-Меэгомяэ совместно с городом Выру и управой выруской волости было принято совместное решение о том, что запланированные постепенные вырубки прилегающего к певческому полю леса будут заменены выборочными рубками.
Вместе с общиной были определены и другие детали, касающиеся вырубки.
Например, по словам пылвамааского лесничего Тийта Тимберга, RMK разделил участки спелого леса и первоначально запланированные вырубки на территории ППИ в Карнакюла таким образом, чтобы в течение следующего десятилетия окраина деревни не оставалась без леса, таким образом привычный вид на лес с деревенской площади Недсая будет сохранен.
А в Ориссааре, на Сааремаа, согласно предложениям местных жителей, было решено оставить между тропой здоровья и участком вырубки 20-метровую буферную зону, на которой лес не будет вырублен.
«Хорошая программа управления лесом на территории ППИ рождается в результате совместного обсуждения разных аспектов и благодаря готовности слушать друг друга. Большинство из людей, с которыми мы общались, считает, что лес является ценным ресурсом и требует разумного управления», – признает главный лесничий Андрес Сепп. «Подводя итоги, можно сказать, что RMK очень доволен активностью людей и их желанием сказать свое слово в управлении лесами вблизи их домов».
Директор целевого учреждения «Эстонские тропы здоровья» Ало Лыоке:
«Нужно пойти в лес и понять ситуацию».
Директор целевого учреждения «Эстонские тропы здоровья» Ало Лыоке очень активно участвовал в обсуждениях по теме управления территориями ППИ, и он считает процесс вовлечения утомительным, но поучительным. При этом он считает, что очень важно отправиться в лес.
«Соглашения и хороший результат рождаются из взаимного уважения и хорошего сотрудничества, и, конечно же, из необходимости погулять по лесу и понять ситуацию», - говорит он.
По словам Лыоке, RMK в значительной степени учел внесенные им предложения, и они будут решаться по ходу вырубок. «Чтобы до, во время и после вырубок мастера наших троп здоровья и RMK имели одинаковое представление, планируется вместе осмотреть территории вырубок на природе.
«Непосредственно рядом с тропами не будет участков, насильно вырубаемых подчистую – между ними будут по крайней мере буферные зоны», – отмечает Лыоке. «Рядом с тропами обязательно будут проводиться рубки ухода, чтобы расширить зарастающий коридор тропы или чтобы убрать с лыжной трассы какую-нибудь ель, закрывающую трассу своими ветками. Я верю, что мы увидим и красивые постепенные вырубки. У каждой тропы – свое решение и свои потребности. Мы постараемся найти и реализовать лучшие из них».
Один вопрос.
«Очень важно, чтобы была возможность подавать предложения в письменной форме».
В этом году большое внимание было уделено планам вырубки RMK на Хийумаа, где подготовка плана хозяйственной деятельности в одном месте, в Калесте, в настоящее время приостановлена, так как местная община инициировала процедуру взятия территории под охрану. Однако, планы ведения лесного хозяйства для трех территорий, обсуждаемых в этом году, были утверждены.
Заместитель волостного старейшины Хийумаа Херго Тасуя, как, по вашей оценке, начался процесс вовлечения на Хийумаа и увенчался ли он успехом? Были ли учтены предложения?
Мне как наблюдателю и участнику процесса кажется, что вовлечение для территорий ППИ на Хийумаа было эффективным. Местный лесничий Андрес Таммевески был в ходе процесса активным, доступным и открытым, что, безусловно, помогает заниматься этой темой более содержательно.
Довольно много предложений было учтено. В то же время могут быть стороны, которые хотели бы, чтобы их предложения были утверждены в плане в большем масштабе. Однако я ценю, что была предпринята попытка найти точки соприкосновения в ходе этой деятельности.
Очень важно, что была возможность подавать предложения в письменной форме, но были и прямые встречи в лесу, где планировались работы.
Тот факт, что главный лесничий Андрес Сепп также участвовал в заседании Хийумааского волостного совета, где обсуждался вопрос о территориях ППИ, показывает, что он важен для общины острова, но также говорит и о желании RMK быть открытым.
Чем больше мы сможем напрямую обмениваться информацией и идеями по этой теме с разными сторонами, тем больше вероятность, что мы найдем золотую середину.
Добавить комментарий