19. июля, 2018
Весной этого года были объявлены торги с целью найти арендаторов для
ухода за полуприродными сообществами, находящимися на землях RMK. По
состоянию на данный момент арендаторов обретут 218 участков общей
площадью 1670 га.
Текст:
Кристийна ВийронСтатья опубликована в журнале RMK Metsamees (“Лесник”)
Например, на торги были выставлены участки, прежний договор об аренде которых истек, новые появившиеся у RMK земли с полуприродными сообществами, а также угодья, на которые не нашли арендаторов или земли, лишенные в прежнее время ухода по какой-либо другой причине. По словам ассистента отдела охраны природы RMK Саймы Уусма, самыми популярными оказались сааремааские лесолуга: за них конкурировали аж семь участников торгов. А, например, по пойменным лугам в заповеднике Алам-Педья поступило всего одно предложение: они сданы в аренду за один евро/участок, без учета площади.
Никого не заинтересовали 116 угодий, или 367 га. Госпожа Уусма отметила, что в этом году самая высокая арендная цена составила достигла 156 евро/гектар, а средняя стоимость по итогам торгов - 26,10 евро за гектар. Она добавила, что цена предлагалась не погектарно, а за участок: в вышеприведенных примерах стоимость за гектар указана для того, чтобы было удобнее сравнивать.
Победителем торгов с ограниченным участием стал тот, кто предложил самую высокую цену. Те, кто пользовался землей на основании заключенного ранее договора или обслуживал соседние угодья, имели право получить земельный участок в пользование по цене, ставшей на торгах самой высокой. Договор об аренде заключается на десять лет.
По словам специалиста RMK по охране природы Прийта Воолайда, у RMK часто спрашивают, почему управляющая гослесами организация за деньги сдает в аренду угодья с полуприродными сообществами (ценозами) и в какой степени арендатор выполняет поставленные государством задачи по охране природы? И ответ тут один: взимание платы – единственный «прозрачный» способ выяснить, кому можно доверить уход за участками. Кроме того, если арендатор выполняет все взятые на себя требования по уходу за угодьями, он может ходатайствовать о пособии Департамента сельскохозяйственных регистров и информации (PRIA).
Косить траву или пасти скот
Обязанность по уходу означает, что раз в год необходимо косить траву (и убирать или измельчать ее) в тех местах, где это разрешено, или организовать выпас скота. Предпочтение отдается выпасу: во-первых, в этом случае RMK может быть уверен, что арендатор постоянно пользуется землей, во-вторых, это самый естественный способ сохранить в прежнем виде угодья, получившие свой облик и ставшие ценными благодаря содержанию скота. К таким сообществам относятся, например, альвары и прибрежные луга, потому что косить траву там сложно.
Однако есть и сообщества, непригодные для выпаса скота: например, лесолуга, где разрешено только косить траву, причем скошенную траву следует убирать. Последнее – в том случае, если речь не идет о возобновляемой территории, на которой, согласно договору, в первые три года траву можно измельчать.
Господин Воолайд отметил, что если терртория, определяемае как полуприродное сообщество, зарастает из-за того, что на нем годами не косили траву или не пасли животных, но ее прежний облик все-таки возможно, то прежде чем отдать участок на обслуживание арендатору, RMK проводит необходимую вырубку. За период, предшествующий вырубке, арендная плата не взимается.
В ведении RMK осталось не так много полуприродных сообществ, которые еще можно восстановить: большинство находящихся на государственной земле полуприродных ценозов уже сданы в аренду или ждут арендаторов.
Некоторые бывшие полуприродные сообщества настолько заросли лесом, что восстанавливать их, пожалуй, не стоит, поскольку их ценность уже увязывается с растущим лесом, тем более что они являются природоохранными территориями со строгим режимом. «Поэтому мы сосредоточимся на лесолугах и альварах», – подчеркнул господин Воолайд.
Земли, которые можно считать полуприродными, бывают разные. По словам Воолайда, как правило их невозможно было превратить в большое поле, но на них можно было раньше и возможно теперь пасти животных или заготавливать для них сено: например, заливные луга, альвары, лесолуга и луга прибрежные.
Помимо того, что полуприродные ценозы отображают уклад жизни многих поколений эстонцев, они имеют большую природную ценность, так как являются местом обитания многих растений, животных и птиц. Весьма богаты видами лесолуга: например, на одном квадратном метре Лаэлатуского лесолуга обнаружено аж 76 видов растений. Большинство (70 процентов) находящихся в ведении RMK полуприродных сообществ находится на островах и в Западной Эстонии.
Затрудненный доступ
Земельные участки, для которых в ходе торгов не нашлось арендаторов, по-прежнему можно арендовать у RMK. Господин Воолайд объясняет, что причина отсутствия интереса кроется в том, что это маленькие труднодоступные участки и заниматься ими сложно. Пока арендаторов нет, RMK своими силами поддерживает некоторые территории, восстановление которых потенциально возможно, в пригодном к обслуживанию виде. Такие места есть, например, в Койва-Мустйыэ, в природном парке Отепя и Тиммасеском заповеднике.
Сложно ухаживать и за пойменными лугами: они регулярно затапливаются, и даже если удастся покосить траву, то вода может помешать ее вывозу. Такие ситуации уже возникали, и в этом случае PRIA не выплачивает пособие, поэтому, по словам Воолайда, на подобных территориях надо смягчить условия ухода: например, позволить измельчать скошенную траву в течение более долгого периода, чем три года. Сейчас в департамент окружающей среды и RMK обсуждают, можно ли поступить таким образом в Алам-Педьяском заповеднике. «Однако в связи с этим сразу встает вопросы природной ценности: в свете нынешних знаний перманентное измельчение травы противоречит интересам пернатых», – подчеркнул Воолайд.
Слова специалиста RMK по охране природы подтверждает Вильяр Ильвес, который ухаживает за территорией площадью около 300 га в Алам-Педья: работать на пойменных лугах действительно сложно. Он арендует землю третий год, косит на ней траву и держит стадо крупнорогатого скота в сто голов. По словам Ильвеса, животных он приобрел после переезда в Алам-Педья – именно для ухода за пойменными лугами. Он отметил, что главная проблема, усложняющая уход, – это влага. Летом 2016 года уровень воды на пойменных лугах местами достигал метра, невозможно покосить траву и запасти корм для животных – его пришлось докупать. Прошлое лето выдалось не таким плохим, но все же кое-где стояла вода или же почва оставалась настолько вязкой, что покос и уборка были затруднены или вовсе невозможны. «Что ж, такие годы надо пережить», – считает господин Ильвес.
В сотрудничестве с земельным департаментом RMK использует приложение, в котором можно получить информацию о предоставляемых в аренду полуприродных сообществах и заявить о своей заинтересованности в аренде. Чтобы проверить, выполняет ли арендатор взятые на себя обязанности по обслуживанию территории, RMK проверяет в инфосистеме, для каких земельных участков арендаторы ходатайствовали о пособии PRIA. Если ходатайство подано, то, вероятно, работа выполнена, так как получателей пособия проверяют и департамент окружающей среды, и PRIA. Земли, на которые не запрошено пособие, работники RMK посещают с проверкой, чтобы выяснить, выполнена ли работа, а если нет, то почему.
По мнению господина Воолайда, в целом арендаторы добросовестны. В некоторых случаях работа не была выполнена, но на то обычно есть причины: доступ к участку был не возможен или же покосу и уборке травы помешал дождь. RMK ни разу не расторгал договоры из-за того, что работа не выполнена.
Полуприродные сообщества находятся и на частных землях
По данным, заведующей бюро ухода за землей департамента окружающей среды Кайди Сильм, в Эстонии картографировано около 77 450 га ареалов полуприродных сообществ. По состоянию на декабрь прошлого года примерно 32 200 га, или 42 процента из них – земли, которыми управляет RMK. «Остальная часть преимущественно расположена на частных землях, в меньшей степени полуприродные ценозы есть на территориях, которые находятся в муниципальной собственности и по-прежнему – на государственных землях», – уточнила госпожа Сильм.
К концу прошлого года RMK заключил договоры об уходе за 22 678 га, а в этом – еще за 1115 га. По данным департамента окружающей среды, доля земель RMK в пособии на обслуживание составляет около 43 процентов, точнее, в 2017 году были поданы ходатайства об уходе за 14 260 га полуприродных сообществ, находящихся на государственых землях. В большинстве остальных случаев пособия запрашивались для земель, находящихся в частной собственности. Госпожа Сильм отметила, что все больше растет интерес к выпасу животных: в прошлом году таким образом обслуживали более половины полуприродных сообществ – скот пасли примерно на 22 000 га.
По словам Сильм, больше внимания следует уделять уходу за лесолугами. В 2017 году обслуживались 675 га лесолугов, но этого недостаточно, чтобы обеспечить сохранность мест обитаний и видов на таких землях.
Ухаживать за лесолугами сложно: приходится маневрировать на машинах между деревьями, а частенько и работать вручную.. Кроме того, многие лесолуга не велики по площади, находятся вдали от больших дорог и раздроблены, что также осложняет уход за ними.
В прошлом году пособия на восстановление альваров и лесолугов были увеличены на 25 процентов, чтобы повысить интерес к восстановлению именно этих мест обитания. План развития природоохранной деятельности предусматривает обеспечить к 2020 году уход за полуприродными сообществами на охраняемых территориях общей площадью 45 000 га, чтобы обеспечить их сохранность.
Богатые видами сообщества
Полуприродные сообщества развивались в результате продолжительного умеренного выпаса скота и сенокоса, например, на альварах, суходольных, пустошных, пойменных, заболоченных и прибрежных лугах, лесолугах и лесопастбищах. Их характеризует многообразие трав, что создает условия для обилия и других групп биоты. В Эстонии полуприродные сообщества являются важным местом произрастания примерно 700 видов растений. Природная ценность полуприродных ценозов сохраняется только при помощи человека. Без сенокоса или выпаса скота луга зарастают кустарниками, свойственный им видовой состав меняется, видовое богатство скудеет.
Источник: «План мероприятий по полуприродным сообществам на 2014–2020 годы»
Комментарии
Добавить комментарий