ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


06. мая, 2022

Сапер: найдете в лесу боеприпасы – не трогайте, а сообщите!

В воздух вдруг поднялось светлое облако дыма и только потом донесся звук взрыва. Еще короткий миг, и в лесу воцарилась такая же тишина, как и до взрыва. Однако это был все же не грохот войны, а будни восточно-эстонской саперной группы Спасательного департамента.

Текст: Сандер Сильм
Фото: Сандер Сильм, Спасательный департамент

Статья была опубликована в журнале Metsamees.

Саперы Спасательного департамента Эстонии до сих пор завалены работой по обезвреживанию боеприпасов времен Второй мировой, которые находят на территории лесов. Вот такие отголоски минувшей войны... Особенно опасная ситуация сохраняется на Северо-Востоке Эстонии, ведь как известно, в 1944 году фронт почти год держался в районе Синимяэ и Нарвы и бои там были особенно кровопролитными. Поэтому неудивительно, что из земли до сих пор извлекают как боеприпасы, так и останки павших солдат.

Тоомас Строо, руководитель восточно-эстонской саперной группы.

Упомянутый выше взрыв тоже не был исключением. Речь идет о лесовосстановительной вырубке на лесном участке RMK, который очевидно готовился к посадкам. Однако прятавшийся в недрах земли минометный 220-мм снаряд французского производства лежал лишь на глубине лопаты, и страшно подумать, если бы при подготовке грунта машина случайно повредила детонатор. Поскольку при разминировании в земле осталась воронка глубиной два с половиной метра, у лесной машины и ее водителя было бы не слишком много шансов.

Всего лишь за полдня саперам удалось вынести из леса такое количество боеприпасов противоборствующих сторон, что его хватило бы на проведение небольшого боя.

Если раньше у саперов самым напряженным временем была весна, когда морозное пучение грунта выносило на его поверхность новые опасные боеприпасы, то теперь у саперов полно работы круглый год. По словам командира восточно-эстонской саперной группы Тоомаса Строо, только на конец октября прошлого года их группа обезвредила 4550 единиц боеприпасов, в то время как в течение всего предыдущего года саперы Идаской группы обезвредили 5120 единиц боеприпасов. В 2019 году в Восточной Эстонии было обнаружено 805 таких находок.

2019 год стал рекордным по опасным находкам: по всей Эстонии было разминировано 9047 единиц боеприпасов.



Увеличение объемов работы во многом связано с обилием поисковиков с металлодетекторами, которые в прямом смысле слова вскопали бывшие поля сражений в Ида-Вирумаа. К сожалению, некоторые из них безответственно не сообщают о боеприпасах, а это уже непосредственная опасность, например, для работающих в лесу людей. Оставляемые на пнях снаряды и гранаты – реальность, с которой время от времени приходится сталкиваться рабочим в лесу. Поэтому, особенно работая в лесу в Ида-Вирумаа, приходится быть вдвойне начеку.

«Сотрудничество с детектористами с каждым годом улучшается, и результаты говорят сами за себя», – добавил однако Тоомас Строо, по словам которого теперь у них хорошее сотрудничество с одним историком-любителем с металлодетектором, который почти каждый день сообщает о найденных боеприпасах. И этих боеприпасов совсем не мало. Например, в один прекрасный майский день он обнаружил за раз почти 500 минометных снарядов.

Бесконечное количество боеприпасов

Когда журналист "Metsamees" добрался до саперов восточно-эстонской саперной группы в Вайвараском лесничестве, то прицеп фургона, на котором саперы увозят боеприпасы на уничтожение в карьере Сиргала, был уже доверху заполнен.

Рекордная находка в лесу.

Саперы успели на тот момент вывезти из леса боеприпасы обеих воевавших сторон: 82-мм минометные мины советского производства, гранаты, знаменитые т.н. «морковки» – изготовленные из минометных снарядов ручные гранаты, противотанковые мины и использовавшийся немецкой стороной 220-мм снаряд. В принципе, используя собранные саперами в тот день боеприпасы, можно было бы провести небольшой бой.
К тому же, мало того, что работа сапера опасна, так она еще и физически тяжела. 220-мм снаряд мортиры весит около 113 кг, и из леса саперам пришлось вытаскивать его вдвоем, делая перерывы на отдых.

Рекордный "улов" найденных боеприсаов за день.

Иногда выносить боеприпасы из леса слишком рискованно, поэтому их взрывают на месте. Так было и с упомянутым 220-мм снарядом, который саперы были вынуждены подорвать на лесосеке. При разминировании в лесу саперы прежде всего оцепляют территорию, затем сами отходят на безопасное расстояние, в воздух поднимают дрон, следя за тем, чтобы случайные посетители леса не оказались вблизи от места взрыва. Затем, когда периметр обеспечен, подрывается снаряд.

Не трогайте и сообщите спасателям!

По словам Тоомаса Строо, есть только два правила при нахождении боеприпасов в лесу. «Первое правило – «Не трогать!», потому что неумелое обращение с проржавевшими боеприпасами может иметь фатальные последствия», – сказал он. Так что Тоомас Строо до сих пор не понимает, что творилось в голове того взрослого мужчины, который несколько лет назад взялся пилить снаряд дисковой пилой. Пронзивший сердце осколок не оставил ему никаких шансов.

Второе правило при обнаружении боеприпасов – обязательно сообщить об этом в Центр тревоги. «Обязательно позвоните по номеру 112, следуйте полученным инструкциям, по возможности сфотографируйте боеприпасы и сообщите координаты местонахождения», – настоятельно рекомендует он.

Так как выносить снаряд из леса было слишком рискованно, его подорвали на месте.

Фотографирование важно для того, чтобы саперы также могли подготовиться перед выездом на место происшествия. «Иногда по снимку опознается гусеничная лента, межевой знак земельного участка и т.д. В этом случае мы сами свяжемся с сообщившим человеком и объясним, что это такое, и выезд не потребуется. В лесу часто встречаются ржавые безвредные снарядные гильзы, но также в лесу можно найти и очень опасные боеприпасы. Так, к примеру, на войне использовались предварительно заряженные в заводских условиях гранаты, которые изрядно проржавели и могут взорваться от случайного прикосновения», – добавил он.

Хотя скоро пройдет 80 лет с конца войны, наши леса продолжают таить в себе опасные боеприпасы.

Отзвуки страшной войны до сих пор встречаются в наших лесах ...

«Хотя скоро пройдет уже почти 80 лет после окончания войны, в лесах до сих пор есть неизвестное количество, но, вероятно, десятки тысяч единиц боеприпасов, и чем дальше, тем опаснее они становятся», – сказал Тоомас Строо. «Защитные механизмы могут проржаветь насквозь, и начнут происходить различные химические реакции между взрывчатыми веществами и металлами и т. п. Поэтому будьте осторожны при обнаружении боеприпасов, обязательно оповестите Центр тревоги и следуйте полученным инструкциям».


Взрыв 220-мм снаряда оставил после себя воронку глубиной два с половиной метра.


Мало того, что работа сапера опасна, так она еще и физически тяжелая. Для вывоза боеприпасов из леса саперы используют квадроциклы, и требуется несколько человек, чтобы поднять снаряды весом по 113 кг.


Лесовод: я задерживаю дыхание, когда работает лесозаготовительная машина



Лесовод северо-восточного региона RMK Тийа Строо в прошлом году была награждена нагрудным Знаком отличия Спасательного департамента. Причиной награждения стало то, что в 2019 году Тийа Строо уведомила Спасательный департамент о более чем ста обнаруженных взрывных устройствах.

В 2019 году Тийа Строо проводила рубки осветления в районе холмов Синимяги, и во время движения по лесу в том, образно говоря, стало происходить. «То, что я получила медаль, было чистой случайностью, – со скромностью вспоминает Тийа Строо. «Из-за моей работы мне приходилось много передвигаться в тех краях, поэтому мне и попалось несколько снарядов, о которых я сообщила».

Однако о взрывчатых веществах также еще сообщали как таксаторы, так и бракеры. У Строо была договоренность с субподрядчиками, что если они обнаружат какие-либо взрывные устройства, то отметят место и сообщат ей. Затем Строо добавляла к находке координаты и отправляла их саперам.

«В этих лесах полно боеприпасов, и кажется, что снаряды будто поднимаются из-под земли, потому что они находятся совсем не глубоко. Я все время задерживаю дыхание, если у нас там работает какая-нибудь лесозаготовительная машина. Если тяжелый диск с размаху наткнется на снаряд, то страшно подумать, что может случиться», – говорит она.

Помимо того, что тамошняя почва скрывает взрывчатку, земля под деревьями полна воронок от бомб, по причине чего работать там довольно тяжело.

Тийа Строо также говорит, что изрядную головную боль доставляют поисковики, которые просто извлекают найденные опасные боеприпасы и уходят, оставляя их лежать. Так, работавший в июле прошлого года в лесу между Аувере и Сиргала водитель харвестера не мог знать, что кто-то прислонил к дереву гранату. Это был счастливый случай потому что, когда начали лететь искры, мужчина остановил работу, пошел посмотреть и сразу сообщил о нраходке в Центр тревоги. На этот раз пронесло, но могло произойти что-то гораздо более ужасное.

Хотя Тийа Строо сталкивалась со всевозможными опасными боеприпасами, она считает, что эмоционально тяжело находить в лесу личные вещи солдат, пробитые пулями или осколками. "Самое печальное – солдатские сапоги, которые поисковики выкопали и просто отбросили в сторону, или простреленные каски, я их вообще не хотела бы найти, потому что начинаешь думать, кому она принадлежала, и дальше в голове начинают крутиться нехорошие мысли».

День, когда журналист "Metsamees" разговаривал с Тийей Строо, был ее обычным осенним рабочим днем. Дул пронизывающий ветер, и с утра она уже сообщила в Центр тревоги об обнаруженном 155-мм снаряде.


Добавить комментарий

Email again: