Следы растают, а звери останутся
Вообще-то зарянки - птицы перелётные и, как правило, у нас не зимуют. Зато назад прилетают одними из первых, поэтому их вполне законно можно называть вестниками весны.
Но нет, конец января – всё же слишком рано. Скорее всего наша "вестница" решила в эту зиму никуда не улетать, прослышав, наверное, про глобальное потепление.
Февраль, хотя и снежный, но уже тающий и мокрый: права зарянка – ждать весны осталось недолго. И пока снег в лесу ещё не растаял, надо поспешить разглядеть и запомнить звериные тропинки, чтобы весной и летом легко находить места, где лесные обитатели появляются чаще всего.
В феврале снежный покров капризен: то подтает, то вновь укроется пушистым снежным одеялом. Стараешься прийти в лес пораньше, но кто-то до меня уже успевает оставить свежие следы.
Белка
Будь они покрупнее, могли бы принадлежать зайцу, а были бы поменьше - то лесной мыши или полёвке. Но эти следы не те и не другие: их оставила белка. Именно её лапки оставляют на снегу отпечаток трапецевидной формы.
Так же как и у зайца, у следов белки впереди отпечаток более крупных задних лап, а позади - передних.
У белки на всех лапах длинные пальцы и цепкие когти, приспособленные для жизни на деревьях.
Белка живет на деревьях и спускается только для того, чтобы посетить свои кладовые. Если пойдём по этим следам, то вскоре обязательно увидим цель её прогулки.
В конце лета и осенью белки делают запасы на зиму, пряча жёлуди и лесные орехи в дупла или закапывая их в разных местах под деревьями или во мху.
Память у белок плохая, и они часто забывают про некоторые свои «шафрейки». Этим пользуются лесные мыши, полёвки и птицы, а некоторые тайники так и стоят нетронутыми до весны. И ничего удивительного, если в каком-нибудь сплошном ельнике вдруг вырастают молодые дубки, а в сосновом лесу лещина – значит, привет белке!
Умеет делать запасы на зиму и птица сойка, которая тоже зарывает в разных местах жёлуди и лесные орехи. И вот у белки плохая память, но отличный нюх, поэтому она частенько раскапывает тайник по запаху, не различая, чей он – её или сойки.
Вокруг ёлок часто можно увидеть множество разбросанных отростков еловых веток – это не не ветер постарался , а белки: они любят поедать еловые почки, отгрызая концевые побеги.
А вот и ещё одна примета деятельности белки: любитель природы легко разгадает эту загадку про странную шишку.
Белка добирается до питательных семян шишки, обгрызая чешуйки до самой сердцевины, оставляя нетронутой только часть возле верхушки.
Биологи подсчитали, если бы белка питалась только шишками, то чтобы не голодать, ей понадобилось бы ежедневно съедать семена примерно тридцати еловых или трёхсот сосновых шишек.
Мыши и полёвки
А вот более мелкие грызуны – лесные мыши и полёвки – в снежную и морозную погоду большую часть времени проводят под снегом, где создают целую сеть ходов. Там они прячутся от многочисленных врагов – лисиц, куниц, хорьков, сов – и хранят свои съестные запасы, накопленные осенью.
Но иногда и им приходится выбираться на поверхность, чтобы погрызть кору молодых деревьев или ещё по каким-то мышиным надобностям. Эти узкие строчки следов на снегу часто можно увидеть, когда несколько дней не выпадает снег.
Эту дорожку в пушистом снегу, возможно, проложила лесная мышь или землеройка.
Но увидеть полёвку или лесную мышь непросто: если они и появляются изредка на поверхности, то бегут быстро даже по снегу, замирая лишь на мгновение у какого-нибудь укрытия.
Рябчик
Пройдя ещё метров пятьдесят, нахожу следующую "улику": для точного определения имеют значение не только её форма, но и цвет. Теперь можно с большой долей вероятности сказать, что это следы рябчика – любителя берёзовых и ольховых серёжек.
Эти парные следы я и увидел рядом со следами рябчика.
На твёрдом снегу можно различить отпечатки всех пяти пальцев куницы, в отличие от кошачьих или собачьих, у которых отпечатываются только четыре.
Куница прекрасно лазит по деревьям, где и устраивает свои убежища, используя для этого дупло, птичьи или беличьи гнёзда, часто предварительно съев их хозяев - вот такая она коварная.
Ну, а следующая дорожка может привести к... неприятностям, так что лучше притормозить. Хотя это следы не медведя и не волка, но тоже очень серьёзного и опасного зверя.
Вообще-то все лесные обитатели, в том числе и хищники, предпочитают избегать встречи с человеком и, уже издалека услышав шум, постараются незаметно удалиться. Поэтому лес частенько кажется безжизненным, однако, надо всегда иметь в виду, что за человеком из-за деревьев обязательно следит не одна пара глаз.
Но случайная встреча всё же может состояться. В таком случае бывалые охотники советуют не делать резких движений, не проявлять агрессии и не пытаться убегать, если на вас не нападают, а, разговаривая со зверем, медленно уйти в сторону.
Поскольку кабаны питаются, в основном, подножным кормом: клубнями, корневищами, луковицами растений, а в летнее время и осенью желудями, орехами и грибами – то зимой им, как и другим лесным жителям, из-за глубокого снежного покрова приходится нелегко. И всё же они способны своими клыками раскапывать корм даже из-под снега и мёрзлой земли.
Ну, а тем, кто ещё не бывал на Сагадиской мызе, советую посетить обязательно съездить туда! И посетить как здание самой усадьбы, так и расположившийся в бывшем амбаре музей леса с большой и познавательной экспозицией.
Скоро снег растает, утекут ручьями в озёра все следы, но звери и птицы, грибы и растения из леса никуда не исчезнут, а, значит, продолжатся и наши экскурсии.
Добавить комментарий