ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


13. февраля, 2023

Удаленный мониторинг поднимает измерение лесов до небесных высот

Удаленный мониторинг леса означает измерение леса без посещения леса. Оставит ли это в будущем таксаторов леса без работы, и какие скачки в развитии принесет современный метод? Таури Арумяэ, заведующий созданного в 2022 году отдела удаленного мониторинга RMK, знает ответы.

Интервью было опубликовано в журнале Metsamees

Текст: Сандер Сильм
Фото: Лаури Кулпсоо

Начнем с определения. Что значит удаленный мониторинг?

Удаленный мониторинг – это получение информации об удаленных объектах бесконтактными методами. В основном мы имеем в виду измерения, сделанные с самолетов или спутников.

Противоположностью этому в контексте измерения леса был бы контактный мониторинг, когда таксатор выезжает в лес, измеряет там диаметр и высоту дерева, определяет породу дерева, смотрит на тип почвы и т. д. Цели удаленного мониторинга – сбор аналогичных данных, но уже со спутников, самолетов и, в последнее время, дронов. Правда, большим недостатком дронов в настоящее время остается короткое время полета, но эти технологии развиваются очень быстро.

Измерение высоты дерева высотомером

Удаленный мониторинг делится на пассивный и активный. Чем они отличаются?

При пассивном удаленном мониторинге приборы регистрируют пассивное природное излучение, которое отражается от исследуемых объектов или их ближайшего окружения. Суть активного удаленного мониторинга противоположная: нам больше не нужно солнце, а устройство само посылает сигнал и регистрирует его отражения.
Однако результатом разных технологий является похожий набор данных, состоящий из пикселей, т. е. квадратиков, которые на первый взгляд часто не несут большого объема информации. Однако, если мы заглянем за цветные пиксели, то в действительности сможем увидеть цифры, полученные в результате измерения. Цель практических приложений удаленного мониторинга – понять, как увидеть за этими цифрами лес.

И как увидеть за цифрами лес?

Для этого сначала необходимо прийти в лес, сделать пробные площадки и измерить характеристики, которые важны для нас и которые мы хотим оценить в дальнейшем: возраст и запас леса, высоту древостоя, природные ценности, породный состав древостоя, средний диаметр, условия произрастания, площадь поперечного сечения ствола на высоте груди и т. д. Теперь давайте возьмем эти два набора данных – пиксели удаленного мониторинга и данные пробной площадки – соединим их вместе и начнем моделирование. Когда у нас есть связи и модели, описывающие эти связи, мы можем начать применять эти модели к территориям, где в реальности в лесу не проводились измерения, но имеются различные слои данных удаленного мониторинга, или, короче говоря, мы можем «измерить» лес, не посещая его.

У меня 6 га леса, в котором в свою очередь 14 выделов, поэтому леса очень разные. Каков процент погрешности при распространении данных пробных площадок на большие массивы?

Конечно, есть процент погрешности, его необходимо учитывать при любой оценке и даже измерении. Точно так же и в случае классического лесоустройства существует погрешность оценки и допустимые коэффициенты погрешности. Однако при измерении высоты леса результаты лидара аналогичны или даже более точны, чем при измерении в лесу.

Удаленный мониторинг упрощает сбор информации в лесу, поскольку не нужно начинать с чистого листа.

Это и понятно – если кто-то пробовал, например, измерить высоту осины или березы в густом высоком лесу, он знает, как это трудно. Если, например, на основе руководства по лесоустройству процент погрешности, допустимой для лесных запасов, составляет 20, процент погрешности для моделей на основе воздушного лидара находится в том же диапазоне.

Самой большой проблемой удаленного мониторинга является определение видового состава древостоя, потому что в случае с лидаром для этого требуется гораздо более плотный набор данных, чем имеется в настоящее время. В случае спутниковых спектральных измерений важным ограничением является облачный покров и способность данных измерений различать разные лиственные деревья. Поэтому удаленный мониторинг точно не отнимет работу у таксаторов. Удаленный мониторинг делает работу таксаторов проще и эффективнее, ведь, приходя в лес, таксатор уже имеет предварительную информацию.

Является ли воздушный лидар ключевой фразой для удаленного мониторинга лесов?

Именно, воздушный лидар, или воздушный лазерный сканер, установленный на самолете, вертолете или дроне, который летает над лесом. Преимущество лидара в том, что мы также можем видеть, что происходит под пологом. Это отличается, например, от ортофотопланов, где видны только кроны деревьев, и в малой степени то, что видно откуда-то в промежутках между кронами. Однако лидар способен регистрировать отражения вплоть до поверхности земли, где он вычисляет координаты XYZ каждого отраженного импульса для формирования набора данных лидара – облака точек, изображающих лес.

Эстония – прогрессивная в этом отношении страна, мы занимаемся воздушным лазерным сканированием земли с 2008 года в рамках государственной программы Земельного департамента, и эти данные доступны всем бесплатно. В 2017 году сканер заменили на более мощный и плотность точек стала выше: ~1 точка на квадратный метр во время полета летом и почти в два раза больше – весной.

При такой плотности данных невозможно создать наборы данных на основе деревьев, поэтому приходится делать обобщения. При нынешнем наборе общенациональных данных оптимальный размер пикселя составляет 10 x 10 метров, тогда в этом пикселе уже достаточно информации, чтобы делать достоверные оценки. Однако, если использовать в качестве плотности сканирования, скажем, 150 точек или более на квадратный метр, набор данных уже позволяет четко различать вершины кроны, определять на ее основании породы деревьев или при необходимости даже измерять количество лежащей в подлеске древесины.

При необходимости Таури Арумяэ измеряет диаметры деревьев на пробной площади вместе с арбористом (по верхушке дерева), который даже забирается на вершину. Маленькие полусферические фотографии сделаны весной и летом для измерения покрытия листвой.

Мы говорили об удаленном мониторинге, облегчающем жизнь таксаторам, но оказывает ли он большее влияние на лесной сектор?

Удаленный мониторинг всегда был частью классического лесоустройства, ортофотоснимки использовались для визуальной интерпретации очень давно. Независимо от методики, дистанционной или контактной таксации лесов, цель одна: сбор информации для принятия хозяйственных решений. То есть, нам нужны данные, если мы планируем вести в лесу хозяйственную деятельность. Однако в Эстонии есть около 10% частных лесов, которые никогда не таксировались и которыми владельцы, возможно, вообще не хотят управлять. С другой стороны, данные о таксации многих частных лесов устарели, поскольку планы управления лесами составляются на десятилетний цикл. Таким образом, в государственном смысле удаленный мониторинг является вариантом картографирования лесных ресурсов, например, в дополнение к традиционной статистической инвентаризации лесов.

Удаленный мониторинг не заменит людей в лесу ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Во-первых, потому что это еще не поддерживается местным законодательством, а во-вторых, потому что с помощью удаленного мониторинга не представляется возможным с достаточной точностью оценить те или иные признаки. Однако были сделаны небольшие шаги в направлении более широкого использования удаленного мониторинга, поскольку термин «удаленный мониторинг» теперь включен в руководство по лесоустройству. Таким образом, удаленный мониторинг упрощает сбор информации в лесу, потому что, приходя в лес, вы не начинаете с нуля.

Как еще можно использовать удаленный мониторинг?

Одним из примеров использования удаленного мониторинга является определение потребности в рубке прореживания, поскольку с помощью воздушного сканирования можно оценить плотность древостоя. Используя методику машинного обучения, мы разработали модель, с помощью которой можно определить необходимость проведения рубок прореживания без использования классических признаков таксации, и в результатах нашего тестового участка мы сделали это почти с 90-процентной точностью. Но, как всегда, если методика будет широко применяться по всей Эстонии, выявятся и узкие места, а качество и достаточное количество моделей и обучающих данных станут решающими для точности прогноза. Тем не менее, судя по первоначальным положительным результатам, есть достаточно оснований для продолжения этого проекта.

По сравнению с соседями, насколько далеко в Эстонии используются возможности удаленного мониторинга?

В этой области мы значительно опережаем страны, расположенные к югу от нас, но по уровню развития науки в этой области нам еще предстоит догнать скандинавские страны. Общаясь с коллегами в той же области из других учреждений, занимающихся государственными лесами, мы находимся на том же уровне с ними в плане практических приложений, и проблемы очень схожи. Самым большим преимуществом Эстонии, пожалуй, является небольшой размер нашей страны, поэтому для Эстонии уже есть три слоя воздушного лазерного сканирования. В случае с большими странами такая база данных не представляется возможной даже в обозримом будущем.


Таури Арумяэ – пионер дистанционного мониторинга в лесоустройстве Эстонии

Таури Арумяэ

В 2020 году Таури Арумяэ защитил докторскую диссертацию на тему «Использование воздушного лидара, или воздушного лазерного сканера для описания лесных ресурсов», результатом которой стала разработка методики оценки высоты леса и лесных запасов, а также исследование применимости воздушного лидара для мониторинга раздражителей и рост в высоту.

В настоящее время удаленный мониторинг в основном использует RMK, но эту методику для картографирования лесных ресурсов начало использовать и Агентство по окружающей среде, и в ней также заинтересованы более крупные лесохозяйственные компании.

Удаленный мониторинг помог найти самые высокие в Эстонии осину и сосну

Самая высокая сосна обыкновенная в Эстонии и в мире –  46,6 м.
В прошлом году Таури Арумяэ проанализировал данные воздушного лидара Земельного департамента и заметил, что средняя высота первого фронта одного из выделов достигает 45 метров. Он попросил измерить дерево в природе, и оказалось, что в роще прячется самая высокая осина, когда-либо измеренная в Эстонии.

С помощью автоматического тахеометра был получен официальный результат – высота дерева составила 43,22 метра от поверхности земли. Высота на основании облака точек с наземного 3D-сканера составила 43,68 метра, а согласно данным воздушного лидара Земельного департамента – 43,5 м.

Осина рекордной высоты растет в деревне Тийду волости Отепяэ Валгаского уезда. Самая высокая известная до сих пор осина находилась в Ярвселья Тартуского уезда (41,6 метра).

На основе подобного случайного анализа карты высот леса был обнаружен и один из великанов Оотсипалу – сосна Оотсипалу.

Добавить комментарий

Email again: