ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


03. мая, 2021

Ульвар Кауби: древесина – материал 21 века

Эстоноземельцы всегда очень гордились тем, что в Эстонии много лесов, и в них каждый может гулять и наслаждаться природой. Мы также гордимся тем, что из нашего леса можно производить широкий ассортимент продукции, как для местных, так и иностранных рынков. Но многие понятия не имеют, на что же именно может идти вся выращенная нами древесина.

Текст: Мартин Хансон

Фото: Арно Миккор, RMK

Заведующий отделом сбыта древесины RMK Ульвар Кауби с самого начала отмечает, что древесину нельзя рассматривать иначе, как материал 21 века. Вопрос в основном в том, как управляют лесом, какова логика его вырубки и главным образом, что человек может делать с деревом. Материалом 21 века древесину делает то, что сегодня мы можем использовать древесину для гораздо большего, чем просто сжигать ее для отопления или, образно говоря, делать из нее подпорку для выращивания гороха.

Заведующий отделом сбыта древесины RMK Ульвар Кауби

Ульвар, сколько леса RMK вырубает в среднем за год и на что идет этот лес?

RMK срубает и продает около четырех миллионов кубометров в год. Объем зависит от наличия леса, который достиг зрелого возраста, а также от действующих правил и ограничений. С каждым годом становится


немного больше управляемого леса, кроме того, что-то подрастет и в охраняемых лесах. RMK продает 99% древесины зарегистрированным в Эстонии предприятиям и 1% иностранным предприятиям.

В какие отрасли в основном поступает древесина RMK?

Половина продаваемого круглого леса идет в лесопильную и фанерную промышленность, треть – в целлюлозно-бумажную промышленность, и около 17% идет на отопление в различных формах. Помимо круглого леса, некоторое количество щепы также идет производителям энергии. Древесная щепа RMK производится из веток и кустов, которые в противном случае остались бы валяться на лесосеках или на обочине дороги.

Что в основном делается из дерева RMK?

Из бревен хвойных пород делают пиломатериал и строганный материал, клееную доску, деревянные балки, детали для производства окон и дверей, деревянные и бревенчатые дома, опоры линий связи, элементы для сада, детские игровые площадки, террасный материал. Из бревен лиственных пород делают мебельный шпон, фанеру, мебель из цельного дерева, материал для сауны, внутренние облицовочные плиты и деревянные рейки, клееные плиты. Балансовая древесина в основном экспортируется и используется в производстве в странах Северной Европы. Так называемые пакеты из крафт-бумаги и небеленой целлюлозы производятся из остающейся в Эстонии древесины хвойных пород, из осиновых балансов производится древесная масса, которая, в свою очередь, используется для производства типографской бумаги за рубежом. Дровяная древесина RMK перерабатывается в деревянные плиты и древесно-волокнистые плиты, пеллеты, древесный уголь и поленья.

Какая самая интересная продукция, для создания которой используется древесина из нашего леса?

Самыми уникальными изделиями являются фанерные листы из березового шпона, которые используются для элементов интерьера автомобилей; влагостойкая фанера из березовых чураков со специальным покрытием, которая используется при строительстве стен емкостей для танкеров, перевозящих сжиженный природный газ; стропила из клееной древесины хвойных пород в качестве несущих потолочных балок в современных строительных конструкциях (например, в ледовом холле «Тондираба») и древесина с перекрестным расположением слоев и низким углеродным следом, используемая при строительстве многоэтажных зданий, в том числе и построенного в прошлом году здания тартуского офиса RMK.

Сколько эстонского леса отправляется за границу в виде бревен? А сколько разных изделий, изготовленных из этой древесины?

Согласно статистике экспорта Эстонии, ежегодно из страны вывозится около 2,5 миллионов кубометров необработанной древесины. Это более 20% от годового объема рубок. На протяжении многих лет эта доля от всей заготавливаемой древесины оставалась стабильной, и причиной тому является отсутствие в Эстонии достаточных мощностей по переработке балансовой древесины. Бревна составляют около 5% экспортируемого круглого леса, и в последние годы бревна стали, наоборот, импортировать. Это стало возможным из-за высокого уровня развития и эффективности местной промышленности, благодаря чему эстонские компании могут приобретать бревна по конкурентоспособной цене из-за рубежа. Экспортируется несколько больше различной продукции из древесины, чем необработанной древесины, но экспорт готовой продукции измеряется в деньгах. На экспорт идут тысячи различных товарных позиций, и самое главное – это разница в дополнительной ценности.

Фанерный чурак


Дровяная древесина

Березовая балансовая древесина

Какую дополнительную ценность производители придают эстонской древесине? Было бы хорошо привести примеры этих производителей.

Согласно анализу социально-экономического влияния лесного и деревообрабатывающего сектора, проведенному E&Y Baltic в 2020 году, при переработке одного кубометра древесины создается добавленная стоимость в размере 175 евро, что в пять раз больше, чем средняя цена кубического метра древесины, вывозимой бумажной древесины (35 евро). Придание дополнительной ценности древесине может происходить на четырех уровнях: энергетическом, механическом, химическом и молекулярном. Добавленная стоимость, создаваемая на каждом последующем уровне, значительно превышает предыдущий. Эстонские компании успешно занимаются энергетическим и механическим этапами, два завода также занимаются химической обработкой, но у нас пока нет молекулярного.

Химическая обработка – это процесс обработки древесины, при котором из не пригодной для механической обработки древесной массы производятся, например, биомасса, целлюлоза, биопластики, скипидар. Наибольшую добавленную стоимость в Эстонии в настоящее время обеспечивает целлюлозный комбинат AS Estonian Cell, использующий в производстве осину. Там добавленная стоимость на одного работника более чем в 8 раз превышает средний показатель эстонских компаний. Например, в 2019 году она составляла 153 000 евро на работника. Если бы мы могли перерабатывать всю срубаемую в Эстонии балансовую древесину, то, по оценкам, добавленная стоимость могла бы вырасти в два раза.

Древесина – это материал прошлого, настоящего или будущего?

Древесина – это материал 21 века, который предлагает реальные решения сегодняшних экологических проблем. Древесина является самовосстанавливающейся по своей природе, но потребность человечества в древесине в прошлом привела к необходимости лесоводства: лесное хозяйство появилось для более быстрого получения большего количества строительной древесины лучшего качества.

Промышленная революция привела к исследованию и использованию ископаемых материалов, но сегодня общество осознает, что в будущем не останется ничего другого, кроме как заменить пластмассы и другие материалы из нефти на «пластик», производимый из древесины. Всё больше изучаются возможности для химической и молекулярной обработки древесины. Обратного пути нет!

Какое будущее ждет древесину как материал: останемся ли мы в той же стези или древесине найдут новые, более разумные способы применения?

Замена сегодняшней конвенциональной энергопотребности на возобновляемые источники имеет ключевое значение для достижения углеродно-нейтрального будущего. В строительстве это означает необходимость перехода от технологий с низкими энергозатратами к энергопозитивным концепциям. На данный момент это дороже, но постепенно по ходу реструктуризации всего производства будет становиться выгоднее. Другими словами, здания будущего должны сами производить необходимую энергию.

В будущем из древесины можно будет производить всевозможные товары народного потребления, по своим свойствам не уступающие любому другому искусственному материалу. Почти все известные целлюлозные отрасли в мире перешли от целлюлозы, гемицеллюлозы и лигнина, из которых состоит древесина, к разработке биокомпозитов и биотоплива.

Каково современное применение древесины? Можно ли привести какие-нибудь примеры?

Настоящим примером современного использования древесины является ткань, изготовленная из волокон березовой древесины финской компанией Ioncell. В 2018 году из этой ткани было сшито платье для супруги Президента Финляндской Республики на прием в День независимости. Выйти на коммерческое производство тканей хотят к 2025 году. Рыночный спрос на экологически чистые биоразлагаемые материалы из натурального волокна постоянно растет.

Растущий рынок – это гигиенические продукты из целлюлозного волокна с высокой впитывающей способностью, мы используем их все больше из-за пандемии коронавируса. Развитием современного использования древесины в Эстонии также активно занимается международный проект Sweetwoods, который занимается фракционированием некачественной древесины на древесные сахара и лигнин, которые впоследствии используются в производстве биокомпозитных материалов.

Лесохимия предлагает множество возможностей: это направление прошлого или будущего?

Лесохимия занимает третье место по четырехбалльной шкале деревообработки и предшествует молекулярной обработке. Другими словами, мы не можем перейти от продольного распила древесины непосредственно к обработке клеточных компонентов. К более сложным этапам мы можем переходить лишь с использованием химических реакций. В будущем лесохимия останется очень важной областью, потому что вся бумага, упаковочные материалы, средства гигиены, композитные материалы будут производиться в лесохимической промышленности.


Древесина становится все более популярной в домостроении, особенно среди думающих людей. Как это повлияло на производство древесины?

Повышение осведомленности населения дало толчок производству деревянных многоэтажных домов заводского изготовления. Это быстро развивающаяся область, и в мире добавляются новые производственные единицы CLT (многослойных клееных деревянных панелей). В Эстонии в этой сфере самый известный Arcwood. Современные технологии позволяют изготавливать из древесины элементы любых размеров, что, в свою очередь, открывает множество возможностей с точки зрения архитектуры. Добавим сюда экологичность, здоровый и уютный микроклимат деревянного дома, легкость (в 16 раз легче стали и в 5 раз легче бетона), высокую огнестойкость и короткие сроки строительства. На постройку частного дома от идеи до реализации уходит меньше полугода. Деревянные постройки становятся всё выше. Японская лесозаготовительная компания Sumitomo Forestry планирует построить в Токио 70-этажное деревянное здание высотой 350 метров, которое должно быть завершено в 2041 году.

Каков экологический след древесины как строительного и производственного материала?

В строительстве древесина имеет положительный баланс CO2; это означает, что при строительстве деревянного дома выделяется меньше углерода, чем содержится в древесине. Напротив, при строительстве из ископаемых и искусственных материалов выделяется дополнительный углерод и связывание не происходит. Основная вопрос заключается во времени, необходимом для связывания C. Некоторое время углерод находится в лесу, затем мы перемешаем его оттуда в здания, и когда они окончательно разрушаются, какое-то время он циркулирует в атмосфере, этот цикл длится до 100 лет. Как только мы используем ископаемые материалы и оставляем лес не вырубленным, это лишний углерод, и это приводит к усилению парникового эффекта. Проблема сводится ко времени связывания углерода. Поскольку при росте одного кубического метра древесины связывается одна тонна CO2, а в 3,7 тонны CO 2 содержится одна тонна чистого углерода, можно рассчитать экологический след каждого деревянного здания.

Как он измеряется и где находится в сравнении с другими материалами?

Трудно измерить углеродный след в строительстве, если вы хотите охватить весь жизненный цикл. Для этого необходимо рассчитать количество энергии, использованной от производства и использования всех этих материалов до утилизации отходов. К этому добавляется упаковка и транспорт. Существуют разные методики, и точные результаты зависят от тщательности расчетов. Однако, по сравнению с железобетоном, использование дерева при строительстве здания такого же размера имеет более чем в два раза меньше выбросов углерода, но, кроме того, деревянное здание связывает углерод, которого нет в железобетонном здании. Согласно нескольким исследованиям, при производстве бетона и стали требуется в 3-4 раза больше воды и почти в два раза больше ископаемого топлива, чем при производстве древесины. Таким образом, становится важным эффект замещения.

Как со временем изменилось использование древесины в качестве материала?

Человечество большую часть времени использовало древесину в качестве источника энергии, и около половины древесины, заготавливаемой сегодня в мире, сжигается. Основная часть второй половины идет на строительство и целлюлозно-бумажное производство. Химическая обработка началась в начале прошлого века, а молекулярная обработка – только в этом веке.

Возвращаемся ли мы к древесине или все-таки уходим от нее?

Мы только выходим на новый уровень в использовании древесины. Население мира не останавливается, и всем нам нужна энергия во всех смыслах. Она должна быть возобновляемой и вторично используемой, чтобы жизнь на Земле могла продолжаться в привычной форме. Экономике необходимо перейти от фоссильного к биогенному круговороту углерода. Альтернативы древесине в качестве материалов будущего у нас нет.

Добавить комментарий

Email again: