ЛЕСНЫМИ ТРОПАМИ

Это блог о природе.  Мы надеемся, что он поможет вам лучше ориентироваться в ней  и, возможно, так увлечет вас, что вам и самим захочется  чаще бывать на природе, в лесу! Здесь вы найдете свежие новости о происходящем  в лесах Эстонии, о представителях флоры и фауны. Также мы будем рассказывать о тех представителях животного мира, которых удалось зафиксировать в реальном времени видеокамере RMK, установленной на острове Сааремаа и в других местах. В поле зрения камеры, которая была установлена с целью наблюдения за благородными оленями, могут попадать и барсуки.  Если и вы желаете увидеть обитателей леса в реальном времени,  то даем подсказку: лучшее время для этого – раннее утро или поздний вечер, в это время лесные животные наиболее активны. Через фото- и видеорепортажи мы будем знакомить вас с природными тропами, отдельными объектами и прочими любопытными явлениями – будь то растения, животные или  человек. Зная повышенный интерес эстоноземельцев к «тихой охоте», мы привлеки к сотрудничеству и миколога.

Определенно, советы знатока грибов  будут полезны как для начинающих, так и грибников со стажем. «Когда стоит отправляться в лес за грибами? Где можно встретить самые необычные грибы, произрастающие в Эстонии? Что стоит учитывать при поиске грибов и как выйти из леса с полным лукошком?» - вот  далеко не полный перечень  вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашем блоге.И, как заметил когда-то немецкий писатель и поэт  Иоганн Зейме:  «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно». Мы с писателем согласны на все сто, а вы?

Блог ведут

Тийт Хунт, зоолог, фотограф природы

«Родился я в мае 1961 года в Лаасхооне, на берегу реки Педъя. В 1985 году закончил магистратуру Тартуского государственного университета. Биолог.

После университета до 1990 года работал в Лахемааском национальном парке, затем шесть лет был редактором в журнале “Horisont”(«Горизонт») в разделе биологии и медицины, в период 1996-2013 – заведующим отделом зоологии Эстонского музея природы.

Любовь к природе и  ее фотографированию уже с ранних лет привил мне отец, который был лесничим.

С 1997 года руковожу ежегодным  проектом природной фотографии «Бескровная охота».

За эти годы я выпустил и несколько книжек:

“Eestimaa. Looduse teejuht”(«Эстония. Путеводитель по природе»), “Kunst” 2005.
“Väike kalaraamat: Eesti 40 tuntud ja vähem tuntud kala” («Малый рыбный справочник: 40 известных и малоизвестных рыб Эстонии»), Maalehe raamat 2007.
“Eesti kalad” («Рыбы Эстонии»), “Varrak” 2012.»

Олег Цымбаревич, природовед и фотограф-любитель

"Часто так бывает, что человек живёт вполне успешно и тем не менее всё равно постоянно думает-гадает — в чем же его основное предназначение, и когда наконец узнаёт (если узнаёт!), то очень удивляется тому, что ответ был очевиден с самого начала.
Мой пример как раз из этой серии.
Я в 1979 г. окончил ТПИ, по специальности экономист. Много лет работал в Минфине, затем, начиная с 90 годов, занимался аудиторской деятельностью.
Родился я в Сибири в поселке, окружённом красивейшей тайгой - оттуда из детства и началась любовь к лесу и природе вообще. Всегда при первой возможности после работы убегал в лес, пока не убежал окончательно, к счастью, осознав своё главное предназначение.

С юности увлекался фотографией. А в последние годы походы в лес, фотография природы и заметки на природные темы в блогах и журналах из хобби превратились в образ жизни. В лесу меня привлекает абсолютно всё, но особый интерес вызывают походы за грибами и наблюдения за птицами.
На основе накопленного фотоматериала выпустил три книги: о грибах и лишайниках, о болотах Эстонии и о птицах в городе. Веду блог-журнал «Записки натуралиста» в интернете. В последние два года активно участвую в образовательных программах RMK в качестве гида-природоведа на лесных учебных тропах". 

Анатолий Тарасов, миколог
«Для начала вкратце представлюсь: я родился, вырос и до сих пор, к большой своей радости, живу в Эстонии, в  необыкновенно красивой и разнообразной в природном отношении её части -  Ида-Вирумаа.  С севера - побережье с величественным глинтом «у седой равнины моря», на юге  жемчужина –  Чудское озеро, на востоке красавица Нарова с бурными водами, в центре сеть восхитительно красивых Куртнаских озёр спрятавшихся среди сосновых боров. По грибы хожу уже свыше пятидесяти лет, как говорится, «с младых ногтей». Был во многих уголках Эстонии, но, должен сказать, и пусть не обижаются на меня жители других  мест: Ида-Вирумаа - вне конкуренции.  Это грибное королевство Эстонии!

По образованию горный инженер. Окончил Таллиннский политехнический институт. Занимался хоккеем, стендовой стрельбой, музыкой и ещё много чем. Член Санкт-Петербургского микологического общества. Кажется, и на сегодня единственный его представитель из Эстонии. Вместе со своей  коллегой Ухановой Ириной Александровной из Ставрополя вот уже четвёртый год выпускаем первый российский журнал о грибах и для грибников «Грибник России». На страничке, своей задачей ставлю информировать как начинающих, так и опытных грибников, по мере возможности, о текущей грибной обстановке в лесах, знакомить с грибами по мере их появления, как широко известными, так и редкими, и ядовитыми. Расскажу об их свойствах, особенностях,  методах кулинарной обработки и многом другом.

Удачи всем грибникам в наступающем сезоне и…  следите за новыми «поступлениями» на нашем блоге!

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Одной из сфер деятельности RMK является и охрана природы, целью которой является сохранение естественного многообразия государственных земель. Для этого надо вести необходимую работу по защите природы и следовать важнейшим принципам поддержания многообразия и в хозяйственных лесах.
Специалисты отдела охраны природы оргагнизовывают восстановление биотопов находящихся в опасности или плохом состоянии видов, уход за биоценозом и его восстановление, уход за парками и отдельными объектами, а также маркирование охранных зон. О ходе работ на некоторых объектах специалисты отдела делятсяи на страницах нашего блога о природе в разделе ОХРАНЫ ПРИРОДЫ.


25. мая, 2022

В Пылула выращивают обыкновенных жемчужниц, потому что в дикой природе они погибают

Каждую среду Катрин Калдма, сотрудница Пылулаского рыбопитомника RMK, ставит в багажник своего автомобиля 60-литровую бочку и едет в Лахемаа за водой из определенной реки. Нет, это не чудо-вода, возвращающая жизнь умершим или молодость старикам – эта вода нужна маленьким обыкновенным жемчужницам, которых Катрин выращивает в лаборатории Пылулаского рыбопитомника.

Текст: Кристийна Вийрон
Фото: Игорь Теэ

В лабораторных условиях обыкновенные жемчужницы рождаются потом, что большинство жемчужниц по каким-либо причинам погибают в речной воде в первый год жизни. Некоторая часть этих маленьких существ гибнет даже в искусственных условиях, но гораздо меньше. В настоящее время на дне этой реки в Лахемааском национальном парке еще можно встретить старых обыкновенных жемчужниц, но если оставить этот вид на произвол судьбы, он может полностью исчезнуть из природы Эстонии.

После проверки состояния жемчужниц под микроскопом Катрин помещает их в чистую речную воду, а затем обратно в инкубатор.

Обыкновенная жемчужница размножается довольно сложным образом. Проще говоря, летом самцы выбрасывают большое количество семенных клеток в воду, откуда они попадают в самку и оплодотворяют находящиеся в ней яйца. Из яиц развиваются глохидии, или личинки, которые самка выпускает в воду после нескольких недель созревания. Однако личинки не проходят и половины своего развития – чтобы расти дальше, оно должны прикрепиться к жабрам форели размером с палец, где они развиваются и к весне трансформируются. Затем они падают с жабр рыбы на дно реки. Если повезет, и это происходит в месте с песчаным дном, у молодой жемчужницы есть шанс выжить. До шести лет они живут, зарывшись в донный гравий, а когда вырастают, то выходят на поверхность и продолжают свою жизнь, как и старые жемчужницы.

Нужна пощь человека

К сожалению, за последние полвека в Эстонии этот процесс больше не происходит естественным образом, говорит специалист RMK по обыкновенной жемчужнице Катрин Калдма. Происходит оплодотворение, выпуск глохидий и прикрепление к жабрам рыбы, и нам этом процесс завершается. Поэтому летом ихтиолог берет подсак и идет ловить форель, зараженную большим количеством жемчужниц, в реке, являющейся местом обитания жемчужниц. Необходимо поймать не менее 120 таких рыб. Затем она привозит их в Пылулаский рыбопитомник, где рыбы живут до тех пор, пока с их жабр не спадут крошечные жемчужницы.

«Некоторые из жемчужниц к тому времени еще не полностью развиты», – отмечает Катрин, поясняя, что естественный отбор происходит и тогда, когда человек пытается исправить ситуацию. Жемчужницы размером не больше испражнений мух, в Пылула распределяют порциями по емкостям для выращивания, наполненным водой, привезенной из их родной реки, и помещают в инкубатор. В речную воду также добавляют детрит, то есть воду, содержащую мелкие органические отложения из одного определенного источника в Лахемаа, потому что именно в такой воде лучше всего растут жемчужницы. Кроме того, их кормят специальным препаратом, приготовленным из водорослей. Воду нужно менять раз в неделю, поэтому по средам Катрин ездит в Лахемаа. Во время замены воды Катрин также проверяет под микроскопом, живы ли ее подопечные.

Из лаборатории в реку

«Настало время стабильности», – отмечает Кэтрин, ставя на лабораторный стол пластиковую коробку с плавающими в воде мелкими крупинками. Это крошечные жемчужницы с прошлого лета, которых сейчас в питомнике насчитывается около тысячи. Даже без микроскопа опытный глаз Катрин может увидеть, какая из этих крупинок действительно жемчужница, а какая просто крупинка.

Катрин берет воду из источника, содержащего детрит или мелкодисперсное органическое вещество. Эту воду добавляют в лаборатории в речную воду, потому что именно в такой воде жемчужницы растут лучше всего.

Однако под микроскопом картина меняется, и удивительно, сколько «жизни» содержится в этих жемчужницах размером с булавочную головку: жемчужницы двигаются, меняя положение, так сильно, что в ходе этого сдвигают с места находящихся рядом. Одна жемчужница довольно тихая. «Но ее створки закрыты, поэтому мы еще не объявляем ее мертвой», – говорит Катрин. «У мертвой жемчужницы створки были бы раскрыты».

Жемчужницам наливают новую воду, Катрин записывает их количество, ставит лоток обратно в шкаф, а затем достает обыкновенные жемчужницы, возраст которых составляет больше полутора лет. Они уже значительно крупнее, поэтому их можно разглядеть без микроскопа даже невооруженным взглядом. Их около сотни, большинство их сверстников возвращены в реку, но не на дно, а на специальные лотки, окруженные плотной сеткой, чтобы в них не попал всякий мусор. «Мы ходим их осматривать, чистить и мыть», – говорит Катрин. Жемчужниц, которые сейчас находятся в лаборатории, весной ждет такое же будущее – они продолжат расти на лотках в речной воде.

Их выпускают в дно реки, в их естественную среду обитания, в возрасте от семи до десяти лет, когда они становятся размером с кончик пальца – к этому времени можно ожидать, что они выживут и, возможно, доживут до более чем ста лет. Обыкновенная жемчужница считается самым долгоживущим видом животных в Эстонии.

Жемчуг не выращивают

Что же такого произошло за это время, что молодые жемчужницы не могут выжить без вмешательства человека? «Я не знаю точных причин», – говорит Катрин. Для успешного репродуктивного цикла должно совпасть многое: химический состав воды должен быть подходящим для жемчужниц; если жемчужницы выпускают глохидии, рядом должны находится молодые особи форели или лосося, чтобы личинки могли прикрепиться к их жабрам. В тот момент, когда жемчужницы отваливаются от жабр, рыба должна находиться в реке в месте с чистым гравийным дном, подходящим для жемчужницы.

Молодые жемчужницы настолько малы, что их приходится рассматривать под микроскопом, чтобы оценить их состояние.

Помимо выращивания жемчужниц в искусственных условиях, также предпринимаются усилия по улучшению ситуации в реке, чтобы сделать ее более подходящей для жемчужниц. Например, уменьшить поступление наносов, направить течение и т. д.
Катрин отмечает, что пожилые жители Лахемаа, которые жили у рек, являющихся местом обитания жемчужниц, рассказывают истории о том, что, идя купаться, им приходилось буквально наступать на жемчужницы, лежащие на дне реки. Это был довольно «острый» опыт для ступней. Есть еще места, где жемчужниц можно увидеть на дне реки, но это секрет для широкой публики, потому что это вид первой охранной категории, находящийся на грани полного исчезновения, чье место обитания нельзя опубликовывать в СМИ.

Инкубатор с жемчужницами. В каждой пластиковой коробочке растет «порция» молодых жемчужниц.

Катрин добавляет, что, возможно когда-то люди ловили обыкновенную жемчужницу из-за их мерцающей внутренней оболочки, а, возможно, из-за перспективы найти жемчужину. Однако в этом нет смысла, ведь даже если внутри жемчужницы и могло находиться что-то похожее на жемчуг, это совсем не тот жемчуг, из которого делают украшения.
Будем надеяться, что их больше никогда не будут ловить, так что нынешнее и новое поколения обыкновенных жемчужниц получат прекрасную возможность сохранить за собой звание самого долгоживущего вида животных в Эстонии.

Пример из Европы

По словам Катрин, знания о том, как выращивать жемчужниц в лаборатории, исходят в основном от чехов, финнов и немцев, которые занимаются этим уже некоторое время.
«Вот почему мы, вероятно, избегаем множества ошибок, которые могли бы совершить», – говорит она.

Однако в Пылула совсем без проблем тоже не получилось справиться. «В прошлом году у нас было много проблем с плесенью, но благодаря внедрению хорошей лабораторной практики и гигиены мы смогли их уменьшить».


Совместный проект трех стран

В 2020 году RMK при поддержке Министерства окружающей среды начал выращивать обыкновенную жемчужницу в Пылула.

В сентябре прошлого года был запущен совместный проект Финляндии, Швеции и Эстонии (LIFE Revives – LIFE20 NAT/FI/000611) по восстановлению популяции обыкновенных жемчужниц и оживлению мест их обитания. В Эстонии работы по восстановлению ведутся на 2000 гектарах бассейна родной реки обыкновенной жемчужницы. Для восстановления популяции будут выращены и выпущены в реку в Лахемаа более 5000 молодых жемчужниц.
В настоящее время в реке растет около 1200 молодых жемчужниц, столько же в лаборатории Пылула.

Проект финансируется Европейской комиссией, министерством окружающей среды, RMK и Центром инвестиций в окружающую среду. Помимо RMK в проекте участвует также Тартуский университет. Проект рассчитан на шесть лет.

Добавить комментарий

Email again: