В сфере мусорного хозяйства у Эстонии впереди долгий путь
Фото: Арно Миккор, Андрус Кеввай
Статья была опубликована в журнале RMK Metsamees («Лесник»)
По его словам, это немного уступает среднему по Европе, но в два раза ниже, чем, например, в Дании, где этот показатель составляет 750 килограммов на семью. «К сожалению, причина не в том, что эстонцы куда бережнее относятся к окружающей среде – просто наша покупательская способность в два раза ниже, чем у датчан», - поясняет господин Пести.
И правда – заботой об окружающей среде Эстония не блещет, поскольку в повторное использование здесь поступает лишь около четверти всех отходов. Остальное в основном сжигается или отправляется на свалку.
Первый из этих вариантов, по оценке господина Пести, лишь немного лучше складирования, поскольку в процессе сгорания мусора образуется тепло и электричество; в целом же нет большой разницы, поскольку отходы в повторное использование не идут.
«Некоторые страны все же поняли, что в нынешнем обществе, направленном на потребление, отходы – ценный ресурс, и их нужно повторно использовать как материал», - отмечает господин Пести. Более половины своего мусора отправляют в повторное использование, например, Словения, Германия и Австрия. Эстония, увы, пока в хвосте этого списка.
«В Эстонии регулярно сортирует мусор только треть всех хозяйств, хотя в отношении некоторых видов отходов это обязательно для всех уже с 2007 года», - говорит Пести.
Удобная, но загрязняющая услуга
По его оценке, пассивность жителей Эстонии в сортировке мусора можно объяснить по-разному. «Главная причина – в том, что нынешняя система оборота мусора не поддерживает экологичный образ жизни и сортировку. Вместо сортировки упор делается на дешевом вывозе смешанных бытовых отходов, их складировании и сжигании, – поясняет Пести. – Если разрешается выбрасывать все отходы вместе, а потом этот мусор еще и вывозят прямо от двери, и это стоит всего 5 евро, то это же самая удобная услуга в мире! Но она способствует расточительству».
Он добавляет, что отходы сортируют те люди, которые понимают важность окружающей среды и устойчивой жизнеспособности планеты Земля. «В то же время люди, сортирующие свои отходы, должны искать по всему городу контейнеры для упаковки», - указывает господин Пести на следующую проблему, касающуюся сдачи мусора по видам.
Если при больших многоквартирных домах можно найти контейнеры для биоразлагающегося мусора, а также бумаги и картона, то контейнеры для тары – уже нет. Между тем, она играет главную роль в бытовых отходах. Здесь, по словам господина Пести, важно, чтобы Эстония ввела общегосударственные требования для сортировки упаковок. Сейчас каждое самоуправление самостоятельно решает, будет ли оно собирать только смешанные бытовые отходы, или что-то все же будет сортироваться.
«Если убрать из всех отходов биоразлагающиеся, старую бумагу и тару, то объем смешанных бытовых отходов серьезно сократиться», - указывает господин Пести на то, что все три упомянутых категории следует включить в систему организованного вывоза мусора.
По его данным, тенденция последнего времени – старая бумага и биоотходы становятся частью организованного вывоза мусора, а вот тара – пока только в единичных местах.
В качестве удачного примера он приводит Курессааре, где в условиях тендера на организованный вывоз мусора прописали, что биоотходы и старую бумагу нужно собирать отдельно. В то же время город Курессааре вместе с упаковочными организациями TVO и EPR начал пилотный проект по сбору упаковки на местах. Контейнеры для упаковки устанавливают вблизи многоквартирных домов, частные же дома могут бесплатно заказать услугу «упаковочный мешок», в рамках которой упаковка бесплатно вывозится прямо от дома.
Таким образом сокращается объем смешанных бытовых отходов и связанные с ним расходы, поскольку вывоз отсортированных отходов от дома осуществляется бесплатно, или намного дешевле. Если бы так было повсюду, мусор сортировали бы чаще, поскольку и вывоз отсортированного мусора был бы удобным.
«Эстония без особых усилий могла бы удвоить процент повторного использования отходов, если бы мы переняли некоторые принципы у более успешных государств», - говорит господин Пести.
Во-первых, в этих государствах сортировать мусор мотивирует плата за загрязнение при сжигании и складировании отходов. То есть те, кто не сортирует, должны платить за загрязнение.
Также эта система намного удобнее: контейнеры для упаковки, биоотходов и бумаги стоят вблизи домов, и обычно их опорожняют бесплатно или за небольшую плату.
«Система проста: не сортируешь – плати, причем немало; сортируешь – получаешь услугу бесплатно. Большой плюс этой системы в том, что она поощряет тех, кто сортирует отходы», - объясняет господин Пести.
Эстония поставила целью к 2020 году пускать во вторичную переработку половину бытовых отходов, то есть менее чем через полтора года четверть повторного использования нужно будет довести до половины.
Может возникнуть вопрос, почему предприятия, занимающиеся оборотом отходов не могут сами сортировать смешанные бытовые отходы; дело в том, что, если биоразлагающиеся отходы, старая бумага и упаковка уже однажды выброшены вместе, их больше невозможно повторно использовать.
«Выброшенный одной кучей материал так загрязняется из-за биоотходов, что для его очистки требуется слишком много ресурсов – химикатов, воды, энергии», - поясняет господин Пести. Поэтому, по его словам, не стоит всерьез воспринимать городскую легенду о том, что мусоровоз приедет и все равно свалит все отходы в одну кучу.
Также не получится сортировать и вторично использовать мусор, выброшенный в лесу, поскольку он, как правило, размокает и загрязняется.
Около ста видов новых материалов
Ragn-Sells при сортировке выделяет 95 различных видов мусора. «Одного только пластика мы сортируем 35 видов», - отмечает господин Пести. Например, при сортировке пластиковых пакетов учитывается их прозрачность, шуршат ли они и т.д.
При сортировке старой бумаги выделяют газеты, картон, глянцевую бумагу, белую бумагу и т.д.
На Суур-Сыямяэ сортировка происходит в двух зданиях: разделяются упаковки, поступающие от предприятий и жилых домов.
В целом действует правило, согласно которому, если материал чистый, его можно пускать в повторное использование.
«Ragn-Sells при вторичном использовании собранных материалов сотрудничает, в основном, с европейскими партнерами, – говорит господин Пести. – Поступающие из Китая предложения, конечно, кажутся заманчивыми, но нам важно быть уверенными в том, что эти материалы действительно будут использоваться повторно».
По его словам, у европейских предприятий прозрачность больше – у них можно получить и соответствующие документы, свидетельствующие о вторичном использовании.
Полученные при сортировке всех отходов материалы используются несколькими способами: стаканчики из-под йогуртов идут, к примеру, на изготовление розеток и террасных досок; из пластиковых бутылок можно делать одежду, из металлических банок – машины. Получаемый из батареек цинк используется в производстве косметических товаров, и т.д.
Биоотходы компостируются в Йыэляхтме, получаемый таким образом компост можно использовать в озеленении.
«Мы все можем внести свой небольшой вклад в то, чтобы материалы дошли до повторного использования. Самое малое, что можно сделать – сортировать упаковку, биоотходы и старую бумагу», - подчеркивает господин Пести.
Тонны мусора
- В течение 2018 года в государственных лесах было собрано 240 тонн мусора, на что RMK потратил 71 тысячу евро.
- Больше всего мусора собирается в Харьюском, Ида-Вируском и Рапласком уездах.
- Вывоз мусора из государственных лесов организован посредством тендера. В ходе тендера предлагалась цена уборки объекта и цена уборки территории.
- Если мусор разбросан по большей территории, предприятие, собирающее отходы, убирает его и выставляет RMK счет. Перед этим лесничий посылает заказ, в котором пишет, нуждается ли эта территория в уборке (с примерной площадью), или речь идет о куче мусора в одном конкретном месте.
- RMK оплачивает вывоз мусора на основе актов в соответствии с взвешенным на станции отходов количеством мусора.
Источник: главный лесничий RMK Андрес Сепп
- Ragn-Sells – крупнейший оператор в Эстонии по обороту отходов.
- У оператора пять станций отходов: Суур-Сыямяэ в Таллинне (две станции, отдельно для частных и бизнес-клиентов), в Пярну-Яагупи, в Тарту и в Хальяла.
- Оператор обрабатывает 250 тысяч тонн мусора в год.
- На основании организованного вывоза мусора оператор вывозит мусор в 13 уездах.
- Оператор принадлежит шведам – семье Селлбергов. Члены этой семьи основали предприятие в 1881 году. В Эстонии Ragn-Sells действует с 1992 года.
Добавить комментарий