Ярек Йыэпера: прогулка в лесу – это перезагрузка
Редактор: Кристийна Вийрон
Фото: Прийт Лутс
По словам Реэт Хийемяэ, в стародавние времена люди в лесу добывали орудия труда, собирали пропитание, и в нем же искали опору для души, и, пожалуй, сегодня ситуация не больно-то изменилась.
«Натура эстонца неразрывно связана с лесом», - заверила присутствующих Реэт. Она подчеркнула, что есть такие природные места, например, святилища, которые даже не религиозные люди считают священными. По словам Хийемяэ, рассказы современных людей о своем пребывании в лесу похожи на те истории о своем отношении к богу, которыми делятся верующие.
«В связи с природой можно говорить о религиозном опыте без явленного бога», - уверена Хийемяэ.
Деятель спорта Индрек Кельк полностью согласен с госпожой Хийемяэ. «Соглашаюсь с ощущением святости, которое охватывает нас в лесу. Тартуский марафон – это как крестный ход. Собираются от 5 000 до 10 000 человек, и они ощущают это как бы священнодействие. Удовлетворение от физического напряжения – это одно, а другое – пребывание в контакте с природной стихией и возвышенное ощущение. Именно с этим связано то, что люди на финише плачут», - убежден господин Кельк. Люди умиляются не только своему спортивному достижению.
Тренировка пяти органов чувств
Марит Каннельмяэ-Кеэрд заметила, что мы привыкли думать о лесе в потребительском ключе, дескать, что он нам дает, но наука все больше исследует проблему нужности леса нашей душе. Ученые определили, что в лесу мы дышим другим воздухом. Марит провела параллель с учением о пяти органах чувств, которое пытается научно воспринять окружающее с помощью всех органов чувств. «В лесу это происходит без того, чтобы я учила это упражнение – я и так вижу, чувствую, слышу… все органы чувств начинают работать, но мне не приходится направлять на это ысвое внимание, лес сам забирает его и дает мне взамен умиротворение», - заключила она.
По оценке Ярека Йыэпера пребывание в лесу можно объяснить погоней за некой магией. «Кому не нравится закат солнца? – спросил он. И сам же ответил. – Он нам по душе по той причине, что это в наших генах с древних времен, когда мы жили в пещерах, охотились на мамонтов и радовались, если удавалось прожить еще один день. Это необъяснимое наваждение».
Ярек Йыэпера уверяет, что для него прогулки на природе это еще и возвращение в детство: «Я снова оказываюсь в счастливом детстве и вдобавок ко всему, когда обучаю людей фотографированию, заставляю и их вернуться в детство, заставляю искать сказки в природе». Он уверен, что лес – это еще и здоровье. Как иногда организм подсказывает нам, съешь то или это - рождается аппетит, так возникает желание сходить в лес. «Организм подсказывает, какие нужны витамины и говорит, дескать, иди на природу, в лесу будет тебе здоровье», - уверен Ярек.
Марит Каннельмяэ-Кеэрд дополнила, мол, витамины душевного здоровья – отдых, питание, движение, эмоции, все это лес дает в избытке.
«Исследования показывают, что у людей, живущих ближе к природе и бывающих на природе, меньше вероятность возникновения расстройства здоровья», - напомнила она.
В лесу мы все равны, как в бане
Прогулка в лесу сравнима с перезагрузкой, сказал Йыэпера.
«В лесу избавляешься от дурацких мыслей. Там встречаешься с крутыми людьми. И в лесу мы все равны, как в парилке. Ты не знаешь, на какой машине приехал этот человек или насколько дорогие часы он носит», - развил Ярек свою мысль.
«Лес ломает барьеры взаимоотношений и сближает нас как представителей вида», - согласился с ним Индрек Кельк. Он считает, что мы становимся ближе, если не стесняемся молчать в компании друг друга.
«В лесу не чувствуешь неудобства от молчания, значит мы близки, - подчеркнул он. – В церкви мы говорим шепотом, большинство людей также ведет себя и в лесу».
С давних времен мы знаем, что в лесу не надо повышать голос, иначе тебя могут одолеть сверхъестественные силы. Об этом помнят и в наше время. По словам Хийемяэ, и в наши дни известны нравоучительные истории о горлодерах, накликавших на себя беду в лесу.
«Что нас может настораживать в традициях современной жизни? О чем вы беспокоитесь?» - спросил участников дискуссии модератор Урмас Вайно.
Индрек Кельк: «Мы задумываемся над тем, как стремление к наживе трансформировать в заботу о природе (намек на присутствующих среди публики представителей Fridays for Future, которые носили футболки с соответствующим высказыванием). Это заставляет нас выступать все активнее. Обеспечить устойчивое развитие – вот что должно стать основополагающим принципом нашего поведения. Мы тысячелетиями были лесным народом, а возможность превратить лес в источник дохода, как это происходит сейчас, существует только 30 лет. Бизнес-направление, живущее за счет леса стало доминирующим».
Водишь детей в лес – лес будет жить
Фотограф природы Ярек Йыэпера настаивает: вырубать надо меньше и лесосеки должны быть менее объемными. А кроме того, чем больше изучаешь природу, особенно в школе, то лучше понимаешь, что есть какие-то неоспоримые вещи. «Например, не выращивать молодые сосны в крупном сосняке, пока часть его не вырублена», - пояснил фотограф.
Он также заметил, что люди безнадежно отдалились от природы, не знают, как там вести себя, как одеваться, в каждой группе, которая идет в поход, обязательно найдется кто-то в белых кроссовках.
Йыэпера подчеркнул, насколько важно водить детей в лес, чтобы он продолжал существовать, чтобы и дети его любили. И тут мало одних только школьных уроков. «Чем лучше знаешь лес, тем быстрее понимаешь практические вещи и защищаешь лес», - считает Ярек.
Урмас Вайно возразил: «Но вот у Вируского болота строят громадную парковку, народу на болоте полно, туда потянулись люди».
«Думаю, это начало, - согласилась Каннельмяэ- Кеэрд. – Природа должна стать частью повседневной жизни. Идешь в лес, бери с собой и соседских детей».
Подытоживая дискуссию, Вайно поинтересовался, что же сами ее участники дают лесу и чего ждут от него?
Реэт Хийемяэ сообщила, что она посадила в своем лесу сотню дубов.
Индрек Кельк ценит сбалансированность в своих занятиях: «К счастью, Тартуский марафон настолько беден, что мы должны как следует продумывать любое приобретение. И кое-что используем уже 20 лет».
Марет Каннельмяэ-Кельк подчеркнула роль молодежи: «К молодым надо прислушиваться, чтобы больше людей приходило в лес, думало о следующих поколениях. Мы должны слушать молодежь, которая обеспокоена, им надо помочь справляться в тех условиях, в которых они сейчас живут».
Ярек Йэпера высказал пожелание, чтобы оставляли побольше старых деревьев, семенных деревьев. На них живут дятлы, которые еще встречаются в наших лесах, а это отличный индикатор.
Добавить комментарий